Зарплата учителя-предметника в каникулярное время

Подборки из журналов бухгалтеру

Зарплата учителя-предметника в каникулярное время

Источник: журнал «Главбух»

Так как время каникул учащихся для педагогов нередко является рабочим, рассмотрим нюансы оплаты труда в этот период.

Работа во время каникул

Периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленных для обучающихся (воспитанников) и не совпадающих с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников, являются для педагогов рабочим временем (Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, утвержденное приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69).

В пунктах 4.1–4.

6 данного Положения указано, что педагоги на каникулах ведут педагогическую, методическую, а также организационную работу, связанную с реализацией образовательной программы, в пределах нормируемой части их рабочего времени (установленного объема учебной нагрузки или педагогической работы), которая определена им до начала каникул, и необходимого для выполнения работ времени. При этом за педагогическими работниками сохраняется заработная плата.

Согласно пункту 2.3 Положения, другая часть работы педагогов, требующая затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, тарифно-квалификационными (квалификационными) характеристиками.

Такой труд регулируется графиками, планами работы и может включать, к примеру:

  • обязанности по участию в работе педагогических, методических советов, проведению родительских собраний, консультаций, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой;
  • организацию и проведение методической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителям);
  • подготовку к работе по обучению и воспитанию обучающихся, изучению их индивидуальных способностей, интересов и склонностей, а также семейных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;
  • периодические кратковременные дежурства в образовательном учреждении в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выполнением режима дня обучающимися, воспитанниками, обеспечения порядка и дисциплины;
  • дополнительно возложенные обязанности, непосредственно связанные с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами и др.).

Учителя, индивидуально обучающие детей на дому в соответствии с медицинским заключением, в каникулы привлекаются к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения, установленного им до начала каникул.

Режим рабочего времени

Режим работы всех сотрудников регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера. При этом надо учесть следующие важные моменты.

Согласно статье 333 Трудового кодекса РФ, для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю.

В зависимости от должности или специальности продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогам с учетом особенностей их труда определяется уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти

Так, приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. № 2075 учителям 1–11 (12) классов учреждений, реализующих общеобразовательные программы (в том числе специальные и коррекционные), установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы) 18 часов в неделю.

Продолжительность рабочего времени в период каникул по общему правилу не меняется. Изменение (увеличение) рабочего времени допускается для выполнения методических работ, в случае если они запланированы графиками и планами работы. Если методические работы заранее не запланированы, то выполняться они должны в пределах нормы часов, установленной педагогам до начала каникул.

Режим рабочего времени педагогов, принятых на работу во время каникул, определяется в пределах нормы часов преподавательской (педагогической) работы в неделю, установленной за ставку заработной платы, и времени, необходимого для выполнения других должностных обязанностей.

Для учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала в каникулы режим рабочего времени определяется в пределах времени, установленного по занимаемой должности.

Преподаватели учреждений начального и среднего профессионального образования, которым установлен годовой объем учебной нагрузки, в период каникул, не совпадающий с их отпуском, привлекаются к участию в работе методических комиссий семинаров мероприятий по повышению квалификации, а также к организации и проведению культурно-массовых мероприятий, к работе предметных цикловых комиссий, комплектованию учебных кабинетов, лабораторий

Оплата труда во время каникул

В приложении 2 к Отраслевому соглашению по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки РФ, на 2015–2017 годы установлены особенности оплаты труда отдельных категорий педагогов.

Так, указано, что установленная учителям при тарификации заработная плата выплачивается ежемесячно независимо от числа недель и рабочих дней в разные месяцы года.

Тарификация учителей производится один раз в год, но раздельно по полугодиям, если учебными планами на каждое полугодие предусматривается разное количество часов на предмет (или дисциплину).

Оплата труда за время работы во время каникул у педагогических работников и лиц из числа руководящего, административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, ведущих в течение учебного года преподавательскую работу, в том числе занятия с кружками, начисляется исходя из зарплаты, которая была установлена при тарификации, предшествующей началу каникул.

И. Егорова,
юрист

Источник: //otchetonline.ru/art/buh/44014-kak-nachislyaetsya-oplata-truda-za-rabotu-pedagogov-vo-vremya-kanikul.html

Как будут работать учителя на карантине и как будут платить им

Зарплата учителя-предметника в каникулярное время

Для предотвращения дальнейшего распространения коронавируса в России до конца апреля введены так называемые нерабочие дни.

В этот период работодатели могут перевести часть своих работников на дистанционную работу. Если это сделать невозможно, то сотрудники просто должны находиться на самоизоляции, при этом зарплата сохраняется.

Рассмотрим, как в этот период будут платить учителям, ведь они тоже работают дистанционно.

Режим самоизоляции продлён в России до конца апреля 2020 года. По мнению экспертов, социальное разобщение позволит несколько снизить заболеваемость коронавирусом.

В этот период не будут работать рестораны, кафе, театры, кинотеатры, детские игровые комнаты и другие развлекательные заведения. Гражданам можно выходить на улицу только в защитной маске и только в случае острой надобности. Магазин рекомендуется посещать не больше 2 раз в неделю, с соблюдением всех правил.

Разрешено выгуливать домашних животных, но рядом с домом. Также можно ходить на работу, если человек работает на предприятии с непрерывным циклом работы, в правоохранительных органах или в службах, которые занимаются жизнеобеспечением населённых пунктов.

В Москве с 15 апреля 2020 года введён пропускной режим. Для передвижения по столице на любом виде транспорта необходимо иметь специальный цифровой пропуск. Пешеходам пока такой документ не нужен.

//www.youtube.com/watch?v=ytO4kYIVnqI

Получить электронный пропуск можно, не выходя из дома, заполнив на сайте mos.ru. Документ выдаётся в таких случаях:

  • Для поездок на работу. Срок действия до конца апреля 2020 года;
  • Для поездок в медицинские учреждения. Сроком на день;
  • Для поездок в личных целях: на дачу, к родственникам или в магазин. Сроком на один день.

Сотрудники правоохранительных органов могут попросить показать такой пропуск. Если документа нет или он просрочен, то может быть взыскан штраф. Если человек передвигался по городу на своём автомобиле, то он может быть отогнан на спецстоянку.

Цифровые пропуска не нужны работникам судов, правоохранительных органов и детям младше 14 лет.

Как работают школы в период самоизоляции

На период карантина в России закрыты образовательные учреждения. Не работают школы, лицеи, колледжи, техникумы и высшие учебные заведения. Учебный процесс организован дистанционно, с применением современных образовательных технологий. Способ и порядок такого обучения каждое образовательное учреждение определяет самостоятельно.

В большинстве российских школ дистанционное обучение было организовано при помощи специальных образовательных платформ. Но уже через несколько дней некоторые платформы не выдержали наплыва посетителей и стали работать некорректно.

Часть российских школ выкладывает задания на своих сайтах, а готовые задания отправляются учениками на электронные адреса учителей.

Сейчас идёт разговор о том, чтобы досрочно завершить учебный год для учеников 1-8 классов. Ученики старшей школы будут продолжать учиться дистанционно, так как государственные экзамены никто не отменяет. Если каникулы будут начаты досрочно, то не пройденный в этом году материал будет изучаться в первые месяцы нового учебного года.

Сроки сдачи всех государственных экзаменов будут перенесены. Основание для этого является ситуация с коронавирусом в стране.

Предварительно стало известно, что ЕГЭ начнутся с 8 июня, а ОГЭ с 9 июня. В этот же период сдавать экзамены будут и те учащиеся, которые планировали досрочную сдачу. Сроки перерегистрации участников досрочного периода ЕГЭ-2020 на основной период были продлены до 8 апреля.

В некоторых российских регионах в детских садах работают дежурные группы для детей, чьи родители работают в период самоизоляции.

Как будут работать учителя на карантине

Учителя на карантине тоже работают дистанционно. Они готовят план уроков и загружают в интернет задания. Ряд преподавателей проводят видеоуроки на образовательных платформах. В некоторых регионах учителя продолжают ходить на работу, готовя задания для учеников в стенах школы.

Дистанционное обучение тяжелее всего организовать в 1-2 классах, где дети самостоятельно не могут освоить школьную программу. Также часто проблемы возникают у учащихся 5-6 классов, где просто необходима методическая помощь педагогов.

В некоторых населённых пунктах, где нет интернета, задания даются по телефону. Для проверки тетрадки могут собираться в определённый день в школе. Также есть вариант, что все выполненные уроки учитель будет проверять после окончания карантина.

К новому формату обучения претензии есть не только у учителей, но и у родителей. Не во всех семьях у детей есть персональный компьютер, а если детей в семье несколько, то проблема только возрастает. Также проблема возникает в том случае, если родителям приходится работать удаленно, и они используют для этого компьютер, который есть дома.

Кроме того, родители часто жалуются на то, что сильно возросла нагрузка на них. Помимо выполнения своей работы, им надо объяснить новый материал школьникам, и проверить домашнее задание, которое в большом объёме высылают детям дистанционно.

Как будут оплачивать карантин по коронавирусу учителям

Если работодатель в целях предотвращения распространения коронавируса принял решение перевести своих работников на дистанционную работу, то он должен помнить, что на всех дистанционных работников распространяется действие трудового законодательства и прочих актов, которые содержат нормы трудового права.

В условиях пандемии коронавируса перевод на дистанционных характер работы носит вынужденный и временный характер.

Стоит напомнить, что специфика оплаты труда в такой ситуации Трудовым кодексом России прямо не определена. Очевидно, что при сохранении объёма всех трудовых обязанностей размер заработной платы измениться не должен.

То есть, если фактически изменилось только место работы, а все остальные условия трудового договора продолжают действовать в прежнем виде, то зарплата должна выплачиваться в размере, который был установлен раннее, в период, когда сотрудник работал в школе. Помимо ставки должны выплачиваться и все доплаты, надбавки, премии и иные компенсационные и стимулирующие выплаты.

Это неоднократно подчёркивали губернаторы и мэры городов. Они объясняли работодателям, что удалённая работа на карантине отнюдь не является отпуском за свой счёт и работники должны выполнять свои обязанности с полноценной выплатой заработной платы.

Но стоит учитывать, что по предварительной договорённости работника с работодателем условия оплаты труда могут быть несколько скорректированы. Это должно быть отображено в дополнительном соглашении к трудовому договору, которым регулируются условия организации дистанционной работы.

Как оплачивается труд учителей, не проводящих занятия во время карантина

Отдельно стоит рассказать о том, как будет оплачиваться труд учителей и других педагогических работников, которые не проводили учебные занятия во время карантина и не привлекались в данный период к иной учебно-воспитательной, методической или организационной работе.

Оплата таким работникам производится в соответствии со статьёй 157 Трудового кодекса РФ в размере не ниже 2/3 тарифной ставки или оклада, как за время простоя не по вине работника.

На время карантина учителя не могут быть принудительно отправлены в бесплатные отпуска, так как это противоречит законодательству. В таких случаях можно обращаться в суд.

Как организовать дистанционное обучение в школе

Дистанционное обучение в школах можно организовать несколькими способами. Каждое образовательное учреждение самостоятельно решает, в каком формате будет проходить обучение. Рассмотрим основные варианты дистанционки.

  1. Онлайн обучение. Уроки проходят в определённое время в онлайн-режиме. Ученики и учитель пользуются программой Вайбер или Скайп для проведения уроков. Преимущества – учитель может доходчиво объяснить новый материал. Недостатки – не все ученики могут своевременно подключаться к уроку, невозможно учиться при отсутствии стабильного интернета.
  2. Дистанционное обучение. Задания размещаются на специальной платформе, через неё ученики отправляют и выполненные задания. Преимущества – делать уроки можно в удобное время, недостаток – новый материал чаще всего приходится объяснять родителям, да и платформа может начать некорректно работать.
  3. Электронный журнал. Все учебные материалы могут передаваться и таким способом. Преимущества – быстро и удобно. Недостатки – журнал может не выдержать такой нагрузки.
  4. Размещение заданий на сайте школы. В этом случае готовые задания отправляются на электронный адрес каждому учителю. Преимущества – задания можно выполнять в любое время. Недостатки – отправка занимает много времени, да и учителю неудобно получать сотни писем в день.

Организовать учебную работу дистанционно – это значит помочь ученику самостоятельно разобраться с новым материалом. Для этого дополнительно должны даваться учебные материалы и задания, которыми ученик может воспользоваться для изучения темы.

Также к учебным материалам должна быть добавлена чёткая инструкция по работе (так, как если бы материал объяснялся в классе). К каждому заданию должно быть указано время, которое отводится на выполнение, тут же размещают подсказки и рекомендации. Для изучения можно использовать готовые учебные материалы, которые созданы другими педагогами, но методички можно создавать и самостоятельно.

Для дистанционного обучения можно создать группу в любой социальной сети, доступ к которой будет у всех учеников класса. Тут можно проводить онлайн-уроки и просто общаться между собой, выкладывая фотографии и забавные ролики.

Источник: //tarifkin.ru/raznoe/kak-budut-platit-uchitelyam-vo-vremya-karantina

Рабочее и нерабочее время педагога: в каком режиме работает учитель?

Зарплата учителя-предметника в каникулярное время

Обновление от 12.03.2017 в связи с выходом нового нормативного акта взамен утратившего силу.

Данная статья поможет многим учителям, которые приходят в школу и не знают, по какому режиму они должны работать. Ведь кроме расписания уроков временных рамок в их рабочем дне нет, отсюда и вопросы. Постараемся на них ответить.

Заодно лишний раз посвятим родителей в рабочие будни учителя (как мы это делали в статьях «Чем занимается учитель» и «Права и обязанности учителя»).

Для законного обоснования многих пунктов данной статьи будем использовать

Приказ Минобрнауки России от 11.05.2016 N 536 «Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»

36 часов в неделю или ненормированный день?

Заглянув в свою должностную инструкцию учителя, я видела в графе «Продолжительность рабочего времени» — 36 часов в неделю. Что входит в эти часы?— ваша ставка (сколько уроков вы даете – должно быть не менее 18 часов);

— «другая часть педагогической работы» — проверка тетрадей, консультации, исправление работа с учениками, родительские собрания, дежурства в школе, участие в педсоветах, школьных мероприятиях и т.д. и не забудем про самую сложную часть (так как она творческая) – подготовка уроков.

Согласно вышеупомянутому приказу №536, ч. II, п. 2.1.

К другой части педагогической работы работников, ведущих преподавательскую работу, требующей затрат рабочего времени, которое не конкретизировано по количеству часов (далее — другая часть педагогической работы), относится выполнение видов работы, предусмотренной квалификационными характеристиками по занимаемой должности. Конкретные должностные обязанности педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, определяются трудовыми договорами и должностными инструкциями.

То есть, если ваша ставка 18 часов, то вся остальная педагогическая работа должна уложиться в остальные 18 часов. Но это идеал. В условиях, когда современный учитель вынужден отрабатывать 27, 30, а то и все 36 часов только в уроках, его рабочий день превращается в ненормированный.

Почему учитель работает 36 часов в и более в неделю:

1) Как примерно сказал на одной из конференций с журналистами В.В. Путин «С одной ставкой жить не на что, с двумя – некогда».Учителя часто вынуждены брать гораздо больше положенных 18 часов, чтобы просто выжить. К сожалению, часто это плохо влияет на качество даваемых знаний.

2) Политика администрации школы.

Некоторые завучи или директора считают, что раз они всю свою жизнь посвящают школе, то и другие работники должны делать то же самое. И, как нарочно, не берут других учителей на свободные ставки, загружая до полного предела работающих. В одной школе моего города завуч считает нормальным загружать даже только пришедших учителей нагрузкой в 36 часов с классным руководством. Какие знания получат дети и какое здоровье будет у этих учителей, думаю, озвучивать не обязательно, и так понятно.

Пятидневка и шестидневка в школе: есть ли у учителя выходные?

Учителя, работающие пять дней в неделю – вы везунчики! Как я завидовала, таким как вы, работая буквально на износ 6 дней в неделю.
Да, чисто теоретически при такой рабочей неделе дается один выходной день – воскресенье.

Но! Этот «выходной день» тратится на подготовку уроков к следующей неделе, проверку тетрадей и прочую педагогическую работу.

В итоге долгожданный «выходной» остается таким только в теории, а на практике выходит так: у учителя выходных нет и отдыхать ему просто некогда.

Что такое методический день у учителя?

В этот день учитель не ведёт свои уроки (хотя вполне может заменить другого педагога, болеющего или уехавшего). Вот и всё, чем отличается этот день от других рабочих.

К большому сожалению для учителей, отсутствие своих уроков в расписании не означает, что вы не обязаны находиться на работе. Вас имеют право вызвать на замену, на проведение мероприятий и т.д. и вы не вправе отказать. Методический день – не выходной день.

Проверяйте тетради, готовьте уроки, посетите врача или сделайте другие школьные дела, на которые в обычные дни у вас нет времени и сил.

Хотя, если вас никуда не привлекли и не ждут в школе, вы в принципе можете остаться дома и заниматься своими делами даже в методический день. Я так и делала, когда меня никуда не «припахивали», главное не качать права, что вас куда-то зовут, а у вас «методический день», будете не правы.

Что об этом говорится в приказе министерства образования и науки (п. 2.4.)

В дни недели (периоды времени, в течение которых функционирует организация), свободные для работников, ведущих преподавательскую работу, от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в организации иных должностных обязанностей, предусмотренных квалификационными характеристиками по занимаемой должности, а также от выполнения дополнительных видов работ за дополнительную оплату, обязательное присутствие в организации не требуется.

При составлении расписаний занятий, планов и графиков работ правилами внутреннего трудового распорядка и (или) коллективным договором рекомендуется предусматривать для указанных работников свободный день с целью использования

Окна в расписании

Часто бывает, что посреди рабочего дня у учителя бывает окно — нет урока. Данный простой в работе дополнительно не оплачивается. Это время можно назвать «методическим часом», наподобие методического дня. Проверяете тетради, обедаете, беседуете с родителями или просто отдыхаете — вам решать как провести это время. Хотя если вам поставят в это время замену — тогда и денежку заработаете.

Если вас это по каким-то причинам не устраивает наличие окон в вашем рабочем графике — обговорите с завучем, наверняка вам пойдут навстречу. Нет — занимайтесь своими делами.

П. 3.1.

При составлении графиков работы педагогических и иных работников перерывы в рабочем времени, составляющие более двух часов подряд, не связанные с их отдыхом и приемом пищи, не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящими Особенностями.

При составлении расписаний занятий организация обязана исключить нерациональные затраты времени работников, ведущих преподавательскую работу, с тем чтобы не нарушалась их непрерывная последовательность и не образовывались длительные перерывы между каждым занятием, которые для них рабочим временем не являются в отличие от коротких перерывов (перемен), установленных для обучающихся.

Длительные перерывы между занятиями при составлении расписания допускаются только по письменному заявлению работников, ведущих преподавательскую работу.

Согласно закону, окон быть не должно. Но в школе может не хватать кабинетов, так как количество учащихся очень велико и окна становятся вынужденными. Отнеситесь к этому с пониманием и занимайтесь проверкой тетрадей или другой работой.

Каникулярное время и карантин, актированные дни

Снова повторяться на тему, что должен делать учитель во время каникул или карантина, не буду. Этому я посвятила целую статью, которую вы можете прочитать здесь.

Но законную основу вам предложу и здесь для ознакомления.

Во время каникул (Ч. IV, п. 4.1.):

Периоды каникулярного времени, установленные для обучающихся организации и не совпадающие для педагогических работников и иных работников с установленными им соответственно ежегодными основными удлиненными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками, ежегодными основными и ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками (далее соответственно — каникулярное время и отпуск), являются для них рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Во время карантина и актированных дней ( Ч. V, п. 5.1):

Периоды отмены (приостановки) занятий (деятельности организации по реализации образовательной программы, присмотру и уходу за детьми) для обучающихся в отдельных классах (группах) либо в целом по организации по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и другим основаниям являются рабочим временем педагогических работников и иных работников.

Выйти на больничный учителю

Если вы заболели – вызывайте врача или идите в поликлинику и предупредите директора или завуча, что вы заболели до начала уроков.

Не стоит переносить болезнь на ногах только потому, что вас ждут дети или не хочется перегружать других учителей (у них же методический день!).

Вам это не даст ничего, кроме осложнений в здоровье (ведь работа учителя очень нервная и напряжённая) и сохранения зарплаты.

Здоровье дороже, школа без вас не развалится.

Единственная радость учителя

Один из немногих плюсов работы учителя – это большой отпуск (от 56 дней до 80 дней в северных районах (Крайний север и приравненные к нему местности).

В отличие от других работ, где его бы разделили на несколько частей, учитель «пашет» весь год и в каникулы, и в методические дни, и в выходные, чтобы в итоге насладиться своим большим отпуском.

Главное, успеть в это время отдохнуть.

Тем, кто решит отстаивать свои трудовые права

Напоследок, напутствие тем учителям, которые по каким-то причинам захотят отстаивать свои трудовые права в инспекции по труду, судах и т.д.

Если оно того стоит и по-другому никак (у вас огромные перенагрузки более 18 часов в неделю, вам дают ту работу, которой вы не обязаны заниматься и пр.), тогда обращайтесь.
Но помните, что, несмотря на нормы (18 часов уроков и 18 часов на др. пед.

работу), школа всё же предполагает ненормированный рабочий день. Вам придется участвовать в педсоветах, затяжных собраниях и т.д.

В городских школах нет возможности работать в рамках, установленных трудовым кодексом (государство у нас такое). Жаловаться можно, но это вряд ли поможет отстоять ваши трудовые права, только испортит отношения с администрацией. Проще поискать другую школу с более сговорчивым руководством или даже сменить стезю, если вы не готовы смириться с нынешним рабочим графиком учителя.

Если я упустила какие-то вопросы или вы что-то не нашли для себя – пишите в комментарии.
Не стесняйтесь задавать вопросы, ведь благодаря вам сайт будет наполняться новыми интересными статьями с ответами на них. Жду вас снова, всех вам благ!

Источник: //shkola-i-my.ru/%E2%80%9C/uchitelyu/rabochee-i-nerabochee-vremya-pedagoga-v-kakom-rezhime-rabotaet-uchitel

Работа педагога на каникулах

Зарплата учителя-предметника в каникулярное время
May 24, 2018 · 6 min readФото с сайта Педакадемия.рф

В последнее время педагоги все чаще жалуются, что в каникулярный период их заставляют присутствовать на рабочем месте гораздо больше времени, нежели в рядовые будни. Насколько это законно и с чем связано?

Начнем с того, что согласно ФЗ «Об образовании в РФ» каникулы — плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей в соответствии с законодательством и календарным учебным графиком. Каникулы относятся исключительно к академическим правам обучающихся, но не работников образовательных организаций (п. 11 ч. 1 ст. 34).

Какие нормативные акты регулируют рабочее время педагога?

Существует ли нормативный акт, который регламентирует график работы педагога в каникулы?

С 14 июня 2016 года вступил в силу Приказ Министерства образования и науки РФ № 536 от 11.05.2016 года , которым введено новое правовое регулирование режима труда и отдыха работников образования. Данный документ содержит в том числе нормы, касающиеся работы педагогов во время каникул.

Данный Приказ также устанавливает, что «периоды каникулярного времени, не совпадающие для педагогов и иных работников с установленными им ежегодными оплачиваемыми отпусками, являются для них рабочим временем».

Каков график работы педагога на каникулах?

Согласно законодательству режим рабочего времени на каникулах регулируется локальными нормативными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера и особенностей (п. 4.6. Приказа № 536).

Отметим, что в качестве таких локальных актов могут выступать как коллективный договор, так и специальный график.

Чтобы составить необходимый локальный акт, нужно иметь в виду следующее:

  • режим работы педагога до и во время каникул может различаться. Однако продолжительность работы для педагогов устанавливается исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени — не более 36 часов в неделю;
  • продолжительность рабочего времени педагогов в каникулы не ограничивается установленными для них часами учебной нагрузки, а включает также время, необходимое для выполнения иных работ, вытекающих из должностных обязанностей педагога (ненормированная часть).

Что входит в ненормированную часть?

Ненормированная часть работы педагогического работника определяется с учетом его должностных обязанностей, а также дополнительных видов работ, выполняемых с его письменного согласия за дополнительную оплату.

Внимание! Ненормированная часть педагогической работы, требующая затрат рабочего времени, вытекает из должностных обязанностей педагогов, предусмотренных уставом образовательного учреждения, правилами внутреннего трудового распорядка, квалификационными характеристиками, и регулируется графиками и планами работы.

Отметим, что такая работа включает в себя участие в деятельности методических советов, подготовку к обучению и воспитанию обучающихся и т.д.

Внимание! Педагоги, осуществляющие обучение детей на дому в соответствии с медицинским заключением в каникулярное время, осуществляют работу с учетом количества часов обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

Таким образом, в продолжительность рабочего времени педагога входит как время, затраченное на выполнение педагогической работы, в соответствии с учебной нагрузкой, так и выполнение другой педагогической работы, которая не конкретизирована по количеству часов (не относится к учебной нагрузке, но вытекает из должностных обязанностей).

Например, если для педагога установлена норма часов преподавательской работы 18 часов в неделю, а продолжительность рабочего времени — 36 часов в неделю, то отработка нормы преподавательской работы не предоставляет педагогу право прекратить работу.

Внимание! Режим рабочего времени педагогов, которым не может быть обеспечена полная учебная нагрузка, определяется «с учетом их догрузки до установленной нормы часов другой педагогической работой, без дополнительной оплаты» (занятия в группе продленного дня, проведением индивидуальных занятий на дому с обучающимися).

Однако руководителю следует минимизировать такие доработки, распределяя нормируемую часть так, чтобы у педагогов в каникулы были свободные дни.

Может ли педагог, выполнивший работу руководителя, не являться на работу?

Отсутствие работника на рабочем месте во время каникул, вопреки закрепленной локальными актами обязанности находиться на рабочем месте, может расцениваться как прогул.

Некоторые сотрудники ошибочно полагают, что во время каникул они не обязаны находиться в образовательном учреждении. Это не так, и вот почему.

Время каникул, не совпадающее с периодом отпуска, — это обычное рабочее время педагога. Поэтому отсутствие на работе дает руководителю право зафиксировать прогул.

Внимание! Однако если в образовательном учреждении не разработаны локальные акты, регулирующие порядок работы педагогов в каникулы, и не утверждены графики работы педагогов либо не конкретизировано место выполнения таких работ, то педагог вправе выполнять такие работы вне рабочего места.

Как оплачивается труд во время каникул?

В каникулярный период все педагоги, включая тех, кто работает с обучающимися на дому, обеспечиваются педагогической нагрузкой, им выплачивается заработная плата.

Такой период являются рабочим временем с оплатой труда в соответствии с законодательством РФ. Поэтому наступление каникул не является основанием для уменьшения заработной платы.

Следовательно, если на указанный период неполное рабочее время сотруднику не устанавливалось, то заработная плата начисляется в общем порядке.

Внимание! Неполное рабочее время может устанавливаться только по соглашению работника и работодателя. В данном случае труд работника будет оплачиваться пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ.

Отметим, что конкретные правила расчета оплаты труда зависят от типа образовательного учреждения.

За время работы в период каникул обучающихся оплата труда педагогических работников производится из расчета заработной платы, установленной при тарификации, предшествующей началу каникул.

Следует отметить, что в этот период изменяется характер работы педагогов, а, следовательно, должен уточняться перечень выполняемых ими работ (обязанностей).

Установленная заработная плата выплачивается ежемесячно, исходя из фактического количества часов учебной нагрузки в неделю, а также размера ставки заработной платы, предусмотренной за норму часов педагогической работы.

Внимание! Педагогическим работникам, участвующим в проведении ЕГЭ, выплачивается компенсация за работу по его подготовке и проведению. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливаются субъектом Российской Федерации за счет бюджета субъекта, выделенного на проведение и подготовку экзамена (ст. 47 ФЗ «Об образовании в РФ»).

Как оплачивается переработка?

Согласно трудовому законодательству сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы — не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться локальными нормативными актами учреждения (ст. 152 ТК РФ).

Оплата труда в выходные и нерабочие праздничные дни оплачивается не менее чем в двойном размере. По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха (ст. 153 ТК РФ).

К чему могут привлечь педагога в период каникул?

В каникулы педагоги, как правило, заняты оформлением необходимой документации, некоторые учителя организуют экскурсии, готовятся к педагогическим советам и методическим объединениям.

Каникулярное время, не совпадающее с отпуском педагогических работников, может использоваться также и для дополнительного профессионального образования в установленном трудовым законодательством порядке.

Администрация учреждения может привлечь педагогов к выполнению обязанностей в рамках их трудовой занятости к более содержательной деятельности (например, к работе организатором на выпускных испытаниях).

Является ли привлечение педагога к работе в пришкольном лагере законным?

Если сроки лагерной смены не совпадают со сроками отпуска педагога, то руководство учреждения вполне может его привлечь к работе в таком лагере. Как правило, это определено в трудовом договоре или в должностной инструкции. Отметим, что дополнительно данная работа не оплачивается.

Необходимо знать, что такой педагог может выполнять обязанности только в рамках своей трудовой деятельности. От работника в данном случае требуется письменное согласие на назначение его начальником лагеря или воспитателем.

Внимание! Педагогические работники могут работать в лагерях, находящихся в другой местности, исключительно только в период своего отпуска и на условиях дополнительного трудового договора.

Таким образом, во избежание лишних проверок, а также установления своих «местечковых» правил расчета рабочего времени педагога, руководителю организации следует заранее предусмотреть возможность рационального использования рабочего времени своих работников.

“,”author”:”Алина Ульянова”,”date_published”:”2018-05-24T14:31:01.526Z”,”lead_image_url”:”//miro.medium.com/max/1200/1*FMapQVilcE6C-pm8AjTg-Q.jpeg”,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”//medium.com/direktoria-online/yr-e6aa97432089″,”domain”:”medium.com”,”excerpt”:”В преддверии летних каникул многих педагогов волнует вопрос о режиме работы образовательной организации в этот период. Процедура…”,”word_count”:1107,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: //medium.com/direktoria-online/yr-e6aa97432089

Опасные заблуждения ваших кадровиков о режиме работы и отдыха учителей

Зарплата учителя-предметника в каникулярное время

Даже у опытных кадровиков есть заблуждения по поводу режима работы и нагрузки у педагогов. Это может привести к неверным решениям, трудовым спорам и жалобам работников в инспекцию труда и суд. А отвечать за все придется директору. Поэтому проверьте, нет ли у вашего кадровика опасных заблуждений, которые не соответствуют требованиям закона. 

Чтобы не выплачивать штрафы и избежать конфликтов с учителями, развейте семь заблуждений о режиме работы и отдыха педагогов.

Статья поможет урегулировать спорные вопросы и объяснить работникам сложные моменты. Для этого вы можете выдать им памятки.

А шпаргалка подскажет, какую работу вы вправе поручить педагогам за основную зарплату, а за какую придется заплатить отдельно и получить их письменное согласие.

«Учитель должен оставаться в школе после уроков»

Учитель вправе выполнять свои трудовые обязанности не только в школе. Например, он может проверять тетради или готовить материалы к уроку как в школе, так и дома.

Продолжительность рабочего времени – 36 часов в неделю – это максимум, который нельзя превышать. Потому отрабатывать в школе именно 36 часов в неделю учитель не обязан. Рабочее время педагога может быть меньше, и это не будет нарушением (пп. 2.1–2.7 ч. 1 ст. 333 ТК). Тем более если учитель проводит мероприятие вне школы, его продолжительность заранее трудно определить.

Нормированная часть рабочего времени учителей составляет 18 часов (п. 2.8.1 приложения № 1, утв. приказом Минобрнауки № 1601). Она может увеличиваться и уменьшаться, но продолжительность работы педагога останется прежней – не больше 36 часов. Смотрите таблицу 1, каким работникам школы установить норму часов педработы за ставку зарплаты.

Вопрос. Должен ли учитель за две ставки работать 72 часа в неделю?

Нет, не должен. Есть мнение, что чем больше нагрузка по нормированной части, тем больше должен работать учитель. Например, за две ставки в 36 часов уроков он обязан отработать 72 часа в неделю. Но это ошибка.

Сколько бы часов уроков у педагога ни было, недельная продолжительность рабочего времени останется неизменной. Когда указывают 18 часов за ставку – это базовая гарантия педагогам, при которой есть время и на подготовку к урокам, и на преподавание.

Таблица 1. Кому установить норму часов педработы за ставку зарплаты

«Только директор может разрешить учителям не приходить в школу, когда у них нет уроков»

В те дни, когда у учителя нет уроков, он вправе не приходить в школу. Но при условии, что его присутствие не требуется для другой ненормируемой работы.

Например, если на этот день по графикам школы не запланировали педсовет или заседание методического объединения. Тогда педагогу не нужно получать разрешение директора.

Более того, если директор или его заместитель обяжут педагога присутствовать в школе полный день, их могут привлечь к административной ответственности за нарушение норм трудового права.

Есть риск, что школу обяжут выплатить 50 тыс. руб. по жалобе учителя, если вы заставите его отрабатывать в школе 36 часов и приходить в дни, когда у него нет уроков (ч. 1 ст. 5.27 КоАП)

Если поручаете ответственным работникам составлять расписание или графики, попросите предусматривать для учителей свободные дни, когда у них нет уроков и иной работы в школе.

Так учителя получат время, чтобы заняться дополнительным профессиональным образованием, самообразованием, смогут уделить больше внимания подготовке к занятиям.

Что нужно учесть, чтобы распланировать рабочее время педагогов, смотрите в таблице 2.

Чтобы учителя каждый раз не спрашивали, могут ли они поработать дома, когда у них нет уроков, вы можете закрепить разрешение на это в локальных актах школы. Например, прописать его в ПВТР или другом локально-нормативном акте о режиме занятий. Но даже если вы не сделаете этого, то право на это у педагогов будет (абз. 9 п. 2.3, п. 2.4 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

Пример формулировки. В локально-нормативном акте о режиме занятий.

В дни недели (иной период времени), свободный от проведения занятий по расписанию и выполнения непосредственно в школе иных должностных обязанностей, педагогическому работнику может быть по согласованию с ним предоставлен свободный день для дополнительного профессионального образования, самообразования, подготовки к занятиям.

В дни отсутствия учебных (тренировочных) занятий по расписанию педагогические работники могут посещать школу только на время, необходимое для выполнения иных должностных обязанностей и дополнительной работы по трудовому договору.

Таблица 2. Как планировать рабочее время педагогов

«Когда в школе нет занятий, учителям надо уменьшить рабочее время»

Если в школе карантин или каникулы – это не повод освобождать учителей от работы. В этот период нет оснований сокращать и продолжительность рабочего времени. Педагогам можно поручить выполнять методическую и организационную работу, которая связана с реализацией образовательной программы. Также они могут заполнять журналы и электронные дневники.

Что грозит

Директора могут уволить и возбудить уголовное дело, если заподозрят мошенническую схему

Режим рабочего времени всех работников в дни, когда в школе не проходят занятия, нужно урегулировать локально-нормативными актами школы и графиками работ. Если педагогу не нужно находиться в школе, чтобы выполнять свои трудовые обязанности, он вправе работать и дома (пп. 4.1–5.2 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

«Заму, который еще и преподает, нельзя установить нагрузку в 36 часов в неделю»

Прямых ограничений на объем учебной нагрузки для совместителей нет. Если в школе заместитель директора проводит уроки, значит, он выполняет дополнительную работу и совмещает профессии.

Ведь его трудовые обязанности включают в себя функции разных должностей (ч. 2 ст. 60.2 ТК). В этом случае заместитель преподает в течение рабочего дня наряду с основной работой.

Чтобы закрепить срок выполнения дополнительной работы, ее содержание и объем, школа должна получить письменное согласие работника (ч. 3 ст. 60.2 ТК).

«Дни, когда педагог участвовал в ГИА, надо включить в его рабочее время»

Ошибочно учитывать дни, в которые учитель участвовал в проведении ГИА, как рабочие дни в школе. Ведь на экзаменах он выполнял не те обязанности, которые закрепили в трудовом договоре. Если вы учтете такие дни как рабочие, может возникнуть двойная оплата за работу, которую учитель не делал.

«Рабочее время и часы учебной нагрузки – одно и то же»

Часы учебной нагрузки – это лишь часть рабочего времени педагога. Оно состоит из нормируемой части, которую конкретизируют определенным количеством часов, и ненормируемой, продолжительность которой не определяют (ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, п. 2.1 приказа Минобрнауки от 11.05.2016 № 536).

«Педагогу нельзя работать больше 36 часов»

Педагогическим работникам установили сокращенную продолжительность рабочего времени – максимум 36 часов в неделю (ч. 1 ст. 333 ТК). Но поскольку рабочее время учителей включает ненормируемую часть, они фактически могут работать больше. Причем в какие-то дни рабочее время педагога может превышать количество уроков, а в какие-то – равняться им.

Если педагог работает по совместительству, его рабочее время также может фактически – по основной работе и по совместительству -превышать 36 часов (ст. 60.1, 282, 284 ТК).

Это касается и внешнего совместительства – когда ваш учитель трудится еще и у другого работодателя, и внутреннего – когда он совмещает несколько должностей в вашей школе. Рабочее время для совместителя рассчитывают по отдельности – для основной и дополнительной работы.

Еще один случай, когда педагог может работать больше часов, – сверхурочка. Если причины, по которым вы привлекаете учителя к такой работе, не связаны с катастрофами и авариями, то вам понадобится письменное согласие работника.

ЮрСлово