Как действовать, если з/у имеет наложение на земли лесного фонда?

Что делать, если участок попал на земли лесного фонда?

Как действовать, если з/у имеет наложение на земли лесного фонда?

Как узаконить землю, граничащую с лесом в Московской области.

В Центральное кадастровое бюро обратилась москвичка. Женщина владеет дачей, которая граничит с кромкой леса. Она хотела продать свои сотки, но из-за проблемного соседства суд признал собственность дачницы незаконной. Государство в любой момент может забрать землю назад и отдать лесному фонду.

Спорный статус?

Дачные сотки героини имеют спорный статус из-за общих границ с лесом.

В 90-х и 2000-х годах учет земли проводился в упрощенном порядке без точного межевания. Для согласования достаточно было иметь данные с лесоустроительной документации.

Такая ситуация привела к тому, что реальные территории лесхозов преувеличены в три раза! В искусственную площадь лесов входили дачи садоводов, военные части, поселения.

Собственники пытались отвоевать право на обжитые наделы в суде, но решения принимались в пользу лесного фонда.

Закон о лесной амнистии

В 2017 году Конституционным судом Российской Федерации принят закон о “лесной амнистии”.

Лесной амнистией называют законопроект, призванный прекратить споры о принадлежности граничащих земель между частниками и лесфондом.

Федеральный закон от 29 июля 2017 года N280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»(//www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221238/) запретил отбирать площади, граничащие рядом с лесом.

Если кратко говорить о законопроекте, то его основой стал приоритет информации из Единого государственного реестра недвижимости над данными Государственного лесного реестра. Дачники облегченно вздохнули, теперь они могут признать право владением сотками.

Особенности закона о лесной амнистии

  1. На амнистию имеют право владельцы участков, собственность которых подтверждена до 1 января 2016 года.
  2. Принадлежность земли определяется в сведениях в ЕГРН.

Исключения:

  • Амнистия не распространяется на участки, расположенные в границах особо охраняемых территорий или территорий объектов культурного наследия.
  • Нельзя оформить в собственность землю специального назначения без зарегистрированной недвижимости.
  • Амнистируемая площадь не должны быть в составе земель сельхозназначения (это земли, вынесенные за пределы поселений и служащие для осуществления сельского хозяйства).
  1. После обращения собственника в Единый государственный реестр недвижимости вносятся изменения — вписываются новые территориальные границы всех участков.
  2. Сотки, полученные до 8 августа 2008 для садоводства или дачного хозяйства, считаются землями населенных пунктов. В этом случае не нужно переводить площадь из одной категории в другую.
  3. Если ранее надел был отнесен к определенной категории земель, то это решение станет приоритетным над другими сведениями, которые внесены в ЕГРН.
  4. Если вы собственник недвижимости, которая зарегистрирована на “лесной” земле до 1 января 2016 года, то имеете право на прилегающий к дому участок.
  5. Предыдущие судебные акты, по которым частники теряли собственность, могут быть обжалованы. Иск нужно подать в течение одного года со вступления в силу судебного решения.

Как оформить “лесную амнистию” в Московской области?

Специалисты отмечают, что если амнистия будет идти такими темпами, то продлится она не один десяток лет. При этом введены сроки для Московской области — заявления принимаются до 1 января 2023 года. Для того, чтобы ускорить процесс, в Комитете лесного хозяйства Московской области была создана рабочая группа, которая рассматривает эти вопросы.

1) Если вы решили самостоятельно решить вопрос перераспределения своего участка, то начните со сбора документов. Вам понадобятся:

  • Заявление
  • Выписка из ЕГРН
  • копии документов, устанавливающих право на собственность
  • Если участок относится к землям промышленности, нужна выписка из ЕГРН на объект недвижимости.

2) Теперь вам нужно подготовить межевой план участка. Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру, который проведет межевание, составит межевой план и передаст его вам.

3)Далее следует обратиться в МФЦ или другой территориальный орган Росреестра.

И в заключении

“Лесную амнистию” ждали давно, но она пришла незаметно, и многие даже не знают о ее существовании. При этом она будет проходить еще пять лет. Это срок в несколько раз меньше того периода, который необходим для рассмотрения всех случаев. Поэтому времени на промедление нет. Если ваш случай похож на пример нашей героини, то рекомендуем оформить участки в собственность.

Обращайтесь в Центральное кадастровое бюро за бесплатной консультацией. Специалисты помогут разрешить вопросы, связанные с регистрацией земли, попавшей под «лесную амнистию»

Источник: //prokadastr.com/lesnaja-amnistija-chto-delat-esli-uchastok-popal-na-zemli-lesnogo-fonda/

Кто сможет оформить землю по «лесной амнистии»?

Как действовать, если з/у имеет наложение на земли лесного фонда?

Начавшаяся в 2006 году «дачная амнистия» дала возможность оформить в упрощенном порядке собственность на земельные участки, дачные и жилые дома тем, кто не имел на них документов. Объявленная в 2017 году «лесная амнистия» позволит зарегистрировать землю, которая оказалась включена в состав лесного фонда.

«Лесная амнистия» возникла из необходимости защитить права граждан, которые на вполне законных основаниях получили граничащие с лесом земельные участки, затем по какой-то причине включенные в состав лесного фонда. Если границы участка где-то пересекаются с лесом, собственники не только испытывают трудности с оформлением прав на землю, они вообще могут лишиться участка.

«В предыдущие годы были нередки случаи, когда люди десятилетиями пользовались земельными участками, строили на них дачи, а потом этот участок забирали на том основании, что он относится к землям лесного фонда.

Чтобы найти выход во всех подобных ситуациях, и был принят 280-й федеральный закон, который называют законом о «лесной амнистии», — объясняет начальник отдела повышения качества данных ЕГРН Управления Росреестра по Красноярскому краю Дмитрий Незванов.

«Лесная амнистия» распространяется на земельные участки, предоставленные в собственность до 1 января 2016 года. При этом неважно, когда права на участок появились у нынешнего владельца, он мог купить участок и в 2017 году, главное, чтобы первоначальному собственнику участок был предоставлен до 1 января 2016 года.

Сведения в каких документах имеют решающее значение?

До сих пор основной проблемой собственников в таких случаях было доказать, что земельный участок не относится к землям лесного фонда. Новый закон установил, какие сведения при определении статуса земли следует считать основными.

Согласно ФЗ № 280, если по документам (данным ЕГРН, иным документам) участок имеет иную категорию, относится не к землям лесного фонда, а, например, к землям сельскохозяйственного назначения, приоритет отдается информации, указанной в ЕГРН, а не в лесном реестре.

Единственное исключение — земельные участки, которые находятся в зоне особо охраняемых природных территорий (заповедники, заказники).

«В Емельяновском районе есть заказник «Красноярский», на территории которого действует садовое общество. Землепользователи, купившие здесь участки, не могут оформить документы на землю, и «лесная амнистия» им в этом не поможет, потому что участки на территории заказника изначально предоставлялись незаконно», — объясняет Дмитрий Незванов.

Порядок перевода земель лесного фонда в другую категорию

Другой важный момент, который определил новый закон, — участки, предоставленные из земель лесного фонда до 8 августа 2008 года и имеющие категорию «земли лесного фонда», можно перевести в другую категорию.

Но только при условии, что их разрешенное использование никак не связано с использованием леса (земля предоставлялась для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, индивидуального жилищного строительства). Если участок расположен на территории населенного пункта, из земель лесного фонда он переводится в земли поселений.

Там, где границы населенных пунктов на настоящий момент не определены и участок расположен на территории между населенными пунктами, он может быть переведен в земли сельхозназначения.

«Если право на земельный участок зарегистрировано в ЕГРН и у собственника есть документы, проблем практически не возникает, — объясняет Дмитрий Незванов. — Раньше, когда собственник такого земельного участка хотел определить его границы, он обращался к кадастровому инженеру.

Тот, видя, что земельный участок граничит с лесом, запрашивал сведения в Министерстве лесного хозяйства и получал ответ, что участок находится на землях лесного фонда, после чего кадастровый инженер отказывался проводить межевание.

Теперь во всех подобных случаях кадастровый инженер указывает в своем заключении, что участок расположен на границе с лесом, права на него возникли давно, должна применяться статья 60.2 закона о регистрации недвижимости».

Как оформить собственность на лесной земельный участок?

Кроме того, закон позволяет оформить до сих пор не оформленные, так называемые неразграниченные, земельные участки на землях лесного фонда, которые в предыдущие годы могли предоставлять гражданам для различных целей (индивидуального жилищного строительства, дачного хозяйства, садоводства).

Землепользователь построил на этой земле объект (жилой дом или жилое строение), который соответствует назначению участка, и успел зарегистрировать на него права.

Обычно после этого он обращается в администрацию, чтобы оформить собственность на землю, но администрация предоставить участок в собственность не может, так как он относится к лесному фонду.

Согласно закону о «лесной амнистии», если построенный на участке объект находится в собственности, для получения права собственности на земельный участок владелец дома должен обратиться в тот орган, который предоставил земельный участок из госсобственности, в Красноярске это территориальное Управление Росимущества по Красноярскому краю. Участок в таких случаях можно будет узаконить.

Росреестр выявляет земельные участки, имеющие пересечение границ с лесным фондом

Разница между «дачной амнистией» и «лесной амнистией» заключается в том, что если для «дачной амнистии» собственник должен был сам собрать необходимые документы для оформления прав на объект и обратиться с ними в Росреестр, то «лесная амнистия» не предполагает такого участия граждан.

Всю работу ведут Росреестр, органы прокуратуры и Рослесхоз, это они должны провести сплошную проверку всех земельных участков, которые пересекаются с границами леса, рассмотреть каждую ситуацию отдельно и вынести решение. При Управлениях Росреестра в каждом из субъектов созданы межведомственные рабочие группы, которые занимаются выявлением всех земельных участков, имеющих пересечения с границами участков лесного фонда.

«К этому моменту в Красноярском крае установлено 615 таких участков, теперь мы каждый из них рассматриваем на соответствие указанным в законе критериям: когда на него возникли права, не попадает ли он в границы особо охраняемых природных территорий, — и принимаем соответствующее решение.

В результате этой работы изменения вносятся либо в лесной реестр, либо в ЕГРН, либо мы принимаем решение о том, что земельный участок предоставлялся незаконно, после чего Рослесхоз должен обращаться в суд с иском о его изъятии, — рассказывает Дмитрий Незванов.

— В большинстве случаев находятся подтверждения того, что права у людей возникли давно».

«Лесная амнистия» дает возможность тем, у кого до сих пор возникали проблемы с оформлением прав на земельные участки, узаконить землю. Хотя выявлением таких участков занимается Росреестр, кое-что для их оформления могут сделать сами собственники.

Специалисты советуют установить границы, а для этого заказать межевание кадастровым инженерам, собрать все документы на землю (документы, по которым участок предоставлялся собственнику, кадастровый план участка) и обратиться с ними в Росреестр.

Татьяна Крупко

источник: //www.sibdom.ru/publication/articles/34/1772/ 

Источник: //rosreestr.ru/site/press/news/kto-smozhet-oformit-zemlyu-po-lesnoy-amnistii-/

наложение границ на земли лесного фонда

Как действовать, если з/у имеет наложение на земли лесного фонда?

Статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) установлено, что лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ).

Чем доказывать местоположение границ земельных участков и земель лесного фонда.

Согласно ст. 68 ЛК РФ проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков осуществляется в рамках лесоустройства.

Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 г. № 516 утверждена Лесоустроительная инструкция, которая устанавливает правила проведения лесоустройства, содержащие требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ.

В соответствии с данной инструкцией по результатам проектирования лесных участков составляются, в частности, тематические лесные карты проектируемых лесных участков. По результатам таксации лесов составляются таксационные описания и картографические материалы по лесным участкам, участковым лесничествам и лесничествам (лесопаркам).

Таксационные описания лесотаксационных выделов должны иметь картографическое сопровождение в виде лесоустроительных планшетов, планов лесонасаждений.

Аналогичные правила содержались и в ранее действовавшей Лесоустроительной инструкции, утвержденной приказом Минприроды России от 06 февраля 2008 г. № 31.

В приложении к письму от 16 сентября 2014 г.

№ ВЛ-03-54/11079 «О защите прав и законных интересов Российской Федерации на земли лесного фонда» Федеральное агентство лесного хозяйства разъяснило следующее: «Границы земель лесного фонда лесных участков, их площадь, иные количественные и качественные характеристики, целевое назначение и вид разрешенного использования определяются в лесоустроительной проектной документации (части 1, 3 статьи 6, статьи 7, 67 — 69 Лесного кодекса Российской Федерации).Таким образом, отнесение земельного участка к землям лесного фонда осуществляется на основе разработанной в отношении такого участка лесоустроительной проектной документации, которая подтверждает фактическое использование данного участка для ведения лесного хозяйства (постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 апреля 2014 года по делам N N А82-6386/2008, А82-9044/2013, А82-9047/2013, А82-9048/2013, от 14 апреля 2014 года по делу N А82-9045/2013, от 15 апреля 2014 года по делу N А82-9046/2013).Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 «Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение» основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.

Учитывая изложенное, доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду».

В одном из споров Президиум Московского областного суда в постановлении от 19 февраля 2014 г. по делу № 44г-47/14 указал, что «…в силу требований статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации, раздела 10 Лесоустроительной инструкции, утв. Приказом Рослесхоза от 12.12.2011 г.

N 516, Приказа Рослесхоза от 15 февраля 2012 года N 54 «Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра» именно карты-схемы, лесоустроительные планшеты и таксационные описания лесотаксационных выделов являются основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменений.

Следовательно, лесоустроительная документация является допустимым доказательством, отражающим достоверные сведения о местоположении границ квартала 73 выдела 10 Стремиловского участкового лесничества. Однако данные доказательства были необоснованно отвергнуты судом в качестве, что противоречит требованиям ст. 67 ГПК РФ.

Кроме того, если для правильного разрешения спора и установления факта наложения границ земельного участка ответчика на земли лесного фонда требовались специальные познания в области землеустройства, то суд, делая вывод о недоказанности заявленных требований, в нарушение ст.

79 ГПК РФ землеустроительную экспертизу по делу не назначил и не разъяснил сторонам последствия уклонения от ее проведения».

В другом деле Президиум Московского областного суда в постановлении от 23 сентября 2015 г.

№ 452 указал, что «…доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду».

Как видим, на практике Президиум Московского областного суда разделяет позицию Федерального агентства лесного хозяйства, которое дало свои разъяснения в защиту прав и законных интересов Российской Федерации на земли лесного фонда.

Учитывая сказанное, важными доказательствами в спорах об установлении границ между земельными участками граждан и землями лесного фонда являются документы, подготовленные в ходе лесоустройства, в особенности картографические материалы: копии лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств.

Поэтому необходимо истребование таких документов для последующего исследования их в рамках судебной землеустроительной экспертизы, которая, исходя из существа спора, обязательна практически по каждому делу.

Неообходимо отдельно указать, что материалы лесоустройства, предоставляемые как доказательства по делу как правило не пригодны для установления границ земельных участков лесного фонда не содержат математической основы (совокупности элементов, определяющих математическую связь между реальной поверхностью Земли или другого небесного тела и плоским картографическим изображением). Математическая основа отражает геометрические законы построения карты и геометрические свойства изображения, обеспечивает возможность измерения координат, нанесение объектов по координатам, с достаточной точностью для  картометрического определения длин, площадей, объёмов, углов и др. К математической основе относят проекцию карты, координатные сетки (географические, прямоугольные и иные), масштаб, геодезическое обоснование, а также компоновку, т.e. размещение всех элементов карты в пределах её рамки).

Таким образом, определить, согласно материалам лесооутройство границы земельных учпстков лесного фонда  не представляется возможным.  Поми этого согласно п. 1- п.

12 требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, характерной точкой границы земельного участка является точка изменения описания границы земельного участка и деления ее на части.

Положение на местности характерных точек границы земельного участка (далее – характерные точки, характерная точка) описывается их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Координаты характерных точек определяются следующими методами:

1) геодезический метод (триангуляция, полигонометрия, трилатерация, прямые, обратные или комбинированные засечки и иные геодезические методы);

2) метод спутниковых геодезических измерений (определений);

3) фотограмметрический метод;

4) картометрический метод;

5) аналитический метод.

Исходными пунктами для определения плоских прямоугольных координат характерных точек геодезическим методом и методом спутниковых геодезических измерений (определений) являются пункты государственной геодезической сети и геодезических сетей специального назначения (опорные межевые сети).

Для оценки точности определения координат характерных точек рассчитывается средняя квадратическая погрешность.

Средняя квадратическая погрешность местоположения характерных точек принимается равной величине средней квадратической погрешности характерной точки, имеющей максимальное значение.

Величина средней квадратической погрешности местоположения характерной точки границы земельного участка не должна превышать значения точности определения координат характерных точек границ земельных участков, из установленных в приложении к настоящим требованиям.

Координаты характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства определяются с точностью определения координат характерных точек границ земельного участка, на котором расположены здание, сооружение или объект незавершенного строительства.

Если здание, сооружение или объект незавершенного строительства располагаются на нескольких земельных участках, для которых установлена различная точность определения координат характерных точек, то координаты характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства определяются с точностью, соответствующей более высокой точности определения координат характерных точек границ земельного участка.

Для определения средней квадратической погрешности местоположения характерной точки используются формулы, соответствующие методам определения координат характерных точек.

Геодезические методы.

Вычисление средней квадратической погрешности местоположения характерных точек производится с использованием программного обеспечения, посредством которого ведется обработка полевых материалов, в соответствии с применяемыми способами (теодолитные или полигонометрические ходы, прямые, обратные или комбинированные засечки и иные).

Фотограмметрический метод

Величина среднеквадратической погрешности местоположения характерных точек принимается равной 0,0005 м в масштабе аэроснимка (космоснимка), приведенного к масштабу соответствующей картографической основы.

Картометрический метод.

При определении местоположения характерных точек, изображенных на карте (плане), величина средней квадратической погрешности принимается равной 0,0005 м в масштабе карты (плана).

Приложение к требованиям к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания,

сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке

ЗНАЧЕНИЯ ТОЧНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ХАРАКТЕРНЫХ ТОЧЕК ГРАНИЦ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

  N   п/п       Категория земель и разрешенное              использование земельных участков             Средняя          квадратическая         погрешность        местоположения     характерных точек,      не более, м    
  1 Земельные  участки,   отнесенные   к   землям населенных пунктов                                   0,10        
  2 Земельные  участки,   отнесенные   к   землям сельскохозяйственного      назначения       и предоставленные    для    ведения     личного подсобного,        дачного         хозяйства, огородничества, садоводства,  индивидуального гаражного   или   индивидуального   жилищногостроительства                                       0,20        
  3 Земельные  участки,   отнесенные   к   землям сельскохозяйственного     назначения,      за исключением земельных участков,  указанных  впункте 2        2,50        
  4 Земельные  участки,   отнесенные   к   землям промышленности,    энергетики,    транспорта, связи,       радиовещания,       телевидения, информатики, землям  обеспечения  космической деятельности, землям обороны, безопасности  иземлям    иного  специального назначения            0,50        
  5 Земельные участки, отнесенные к землям  особо охраняемых территорий и объектов                    2,50        
  6 Земельные  участки,   отнесенные   к   землям лесного фонда, землям водного фонда и  землямзапаса                                              5,00        
  7 Земельные  участки,  не указанные  в  пунктах 1 – 6        2,50        

Следовательно, величина среднеквадратической погрешности при определении местоположения характерных точек, изображенных на  Плане лесных участков ,  выполненным в масштабе 1:25000 и равна 12,5 м :

0,0005м* 25000м= 12,5 м

5м≤12,5м,

что в свою очередь не соответствует значению точности определения координат характерных точек границ земельных участков,   отнесенным   к   землям лесного фонда.

Таким образом, отображённая в Плане лесных участков, выполненном в масштабе 1:25000  и в более мелких масштабах информация о границах земельных участков носит схематичный характер.

[1] п. 1- п. 12 «Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, а также контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке»  Приказ Министерства экономического развития РФ от 17 августа 2012 г. N 518

Источник: //www.sud-exp.com/ourexperience/spory-o-nalozhenii-granic-zemel-lesnogo-fonda

Если земельный участок попадает в границы лесничества. Обзор практики по

Как действовать, если з/у имеет наложение на земли лесного фонда?

Продолжаю мониторить судебную практику «по лесной амнистии». Сейчас, спустя два года после принятия закона №280-ФЗ, она, наконец, начала формироваться и в регионах, а не только в Москве и Московской области.

В этой статье я разберу ситуацию, когда по данным ЕГРН участок не относится к лесу, но попадает в границы лесничества по планшетам «лесников».

ПРИМЕР:

В кадастровом паспорте или в выписке из ЕГРН на земельный участок написано «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения», но строить на участке не разрешают, поскольку «лесники» заявляют, что «это лес».

НОРМЫ ПРАВА, ПОДЛЕЖАЩИЕ ПРИМЕНЕНИЮ:

Во-первых, описанную проблему регулирует п.3 ст. 14 Федерального закона №172 в редакции Федерального закона №280-ФЗ (известного, как «закон о лесной амнистии»)

В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года».

В переводе с юридического языка на русский эта норма теоретически должна означать следующее:

«Данным ЕГРН о нелесной категории земель можно верить, т.к. они имеют преимущество перед данными лесного реестра и планшетами «лесников».

Если в соответствии с планшетами «лесников» участок попадает в границы лесничества, но образован до 2016г. и по ЕГРН не относится к землям лесного фонда, значит, участок действительно не является лесным. Т.е.

его можно использовать в соответствии с категорией, указанной в ЕГРН, а запрет строительства на нем не является законным».

Во-вторых, в этой ситуации может быть применена ст. 4.6.

Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса РФ», которая говорит о том, что данные государственного лесного реестра подлежат приведению в соответствие с ЕГРН, а не наоборот.

Статья эта довольно невнятная, и написана она, прежде всего, для органов власти, которые должны как-то реализовывать «лесную амнистию», а не для частных лиц. И все-таки ссылка на нее может оказаться полезной.

К СОЖАЛЕНИЮ, НА ПРАКТИКЕ ЭТИ НОРМЫ РАБОТАЮТ ПЛОХО: суды очень их не любят, применяют крайне неохотно. «Положительные» решения есть, но «отрицательных» больше. Если не изучать каждый конкретный случай, а посмотреть «с высоты птичьего полета», можно увидеть следующее:

Список дел, выигранных частными правообладателями земли: А60-38913/2017, А60-63449/2017, А60-35746/2017 (т.е. по арбитражным судам Уральского федерального округа всего 3 дела).

Список дел, проигранных частными правообладателями земли: А60-37835/2017, А60-42574/2017, А60-36937/2018, А60-10525/2018, А60-38902/2017, А60-42570/2017, А07-10672/2016 (т.е. по арбитражным судам Уральского федерального округа всего 7 дел).

ЧЕМ МОТИВИРУЮТСЯ «ОТКАЗНЫЕ» РЕШЕНИЯ СУДОВ?

Прежде всего, суды ссылаются на Определения Конституционного суда 21 сентября 2017 года N 1793-О и N 1794-О. В этих актах написано, что рассматриваемая норма должна применяться не ко всем правообладателям таких участков, а только к добросовестным преобретателям земельных участков «по конституционно-правовому смыслу ст. 302 ГК РФ», т.е. к тем, кто:

  • приобрел участок платно;
  • не знал и не мог знать о том, что он является лесным.

Кроме того, в контексте ссылки Конституционного суда на ст. 302 ГК РФ должно иметь значение, выбыл ли участок «из владения собственника (т.е. Российской Федерации) по его воле» или нет. Однако этот момент КС не рассматривает.
Таким образом, для применения указанной нормы вводятся дополнительные не всегда понятные ограничения, не указанные в законе.

ВАЖНАЯ ОСОБЕННОСТЬ СПОРОВ ОБ ОТНЕСЕНИИ УЧАСТКА К ЛЕСУ:

Необходимо учитывать, что если участок попадает в границы лесничества, то он, скорее всего, накладывается и на некий участок, относящийся к собственности РФ и имеющий категорию «земли лесного фонда».

Такое наложение не очевидно, поскольку участок, принадлежащий РФ, обычно не имеет установленных границ, его нет на публичной кадастровой карте, и, не имея доступа к картографическим материалам лесоустройства, очень трудно догадаться о существовании наложения.
Однако наложение есть. Как в анекдоте про суслика.

И по причине этого наложения вы не сможете получить разрешение на строительство, а то и вовсе можете лишиться своего участка.

В этой ситуации имеет место не только спор об отнесении или неотнесении вашего участка к лесному фонду, но и спор о праве собственности между вами и Российской Федерацией.

КАКИЕ ФАКТЫ ИМЕЮТ ЮРИДИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПРИ РАССМОТРЕНИИ СПОРОВ ОБ ОТНЕСЕНИИ К ЛЕСАМ УЧАСТКОВ, ПОПАДАЮЩИХ В ГРАНИЦЫ ЛЕСНИЧЕСТВА, НО ИМЕЮЩИХ ПО ЕГРН НЕЛЕСНУЮ КАТЕГОРИЮ:

Несмотря на то, что “положительных” решений мало, они все-таки есть. Поэтому стоит разобраться, какие обстоятельства изучают суды, когда рассматривают такие дела.

1. В каком качестве изначально формировался исходный участок: как лесной или как нелесной (есть ли в документах о первоначальном землеотводе данные о предоставлении лесного участка). От этого зависит возможность применения закона №280-ФЗ.

2. Добросовестность приобретателя: мог ли он догадаться, что покупает лесной участок.

Вывод о добросовестности или недобросовестности приобретателя делается на основании следующих обстоятельств:если в землеотводных документах есть указание на лес, считается, что приобретатель понимал, что покупает лесной участок, и не вправе рассчитывать на защиту закона «о лесной амнистии»;

если участок визуально похож на лесной (лесная растительность, со всех сторон лес), то приобретатель тоже не будет считаться добросовестным.

3. Если речь идет о землях населенных пунктов, будет учитываться, законно ли установлена граница населенного пункта (очень часто она установлена незаконно, к сожалению);

4. Важно, выдавались ли когда-либо органами лесного хозяйства письма или согласования, свидетельствующие о том, что участок не является лесным.

Если выдавались, то понятно, что доказать свою добросовестность легче.

Кроме того, такой документ может свидетельствовать о том, что участок выбыл из владения собственника (собственником всех лесов является Росситйская Федерация) по его воле, что очень важно при применении ст. 302 ГК РФ.

5. Чье право было зарегистрировано раньше: право частного собственника или право Российской Федерации (если имеется наложение на участок, принадлежащий РФ), и владеет ли частный правообладатель участком фактически (установлен ли забор). 

6. Имеются ли на участке объекты недвижимости, право собственности на которые зарегистрировано. Это обстоятельство не является решающим само по себе, т.к. право собственности на объект недвижимости тоже может быть оспорено. Но необходимость его оспаривать может в ряде случаев создать дополнительные препятствия к «законному отъему» участка.

Дополнительно от себя могу добавить следующее. Несмотря на то, что решений уже не так уж мало, говорить о сформированной практике не приходится. Видно, что четкие правовые конструкции, которые позволяли бы судам более-менее предсказуемо применять законодательство «о лесной амнистии» по-прежнему, отсутствуют. Мотивировки судов сумбурны и, кажется, не всегда понятны самим судьям.

Материал подготовила Татьяна Скворцова (тел, WhatsApp 8-908-080-00-35)

Источник: //zen.yandex.ru/media/id/5c6422e5e3c7ad00ae588bb9/5d7a258a23bf4800ad6a79e9

Наложение земельных и лесных участков. Примеры из закона

Как действовать, если з/у имеет наложение на земли лесного фонда?

Наложение земельных и лесных участков. Примеры из закона “о лесной амнистии”

Законом «о лесной амнистии» внесено множество значимых изменений в Федеральный закон №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». В частности, появилась новая статья 60.

2, регулирующая различные случаи выявления пересечений лесных участков между собой и с земельными участками иных категорий.

 В этом материале мы разберем примеры конкретных ситуаций, которые теперь разрешаются на основании новой статьи 60.2 Федерального закона №218-ФЗ.

Пример №1.

Гражданину (организации) в некие давние времена (до 01.01.2016 года) был предоставлен земельный участок на каком-либо праве.

Участок был внесен в кадастр декларативно, а это значит, что ему был присвоен кадастровый номер, однако межевание сделано не было, и границы участка не были определены с помощью координат.

И вот правообладатель решил сделать межевание и внести в кадастр точные сведения о границах своего участка, однако не смог: было выявлено пересечение границ его участка с границами лесного участка, лесничества или лесопарка.

Разрешение проблемы в соответствии с новым законодательством.

По ранее действовавшему законодательству, до введения в действие нового закона «о лесной амнистии» заявителю должны были отказать в уточнении границ его участка в связи с пересечением границ другого участка (пп. 20, 21 п. 1 ст. 26, ст. 27 Федерального закона №218-ФЗ). В соответствии с новыми положениями закона отказ будет неправомерным.

Земельный участок обязаны поставить на кадастровый учет, а граница лесного участка, лесничества и лесопарка должна быть соответствующим образом сдвинута (ч. 3, 11 ст. 60.2). Если лесной участок полностью попадает в границы земельного участка или пересекается с ним более чем на 95% площади лесного участка, лесной участок подлежит снятию с кадастрового учета (ч. 11, 12 ст.

60.2 Федерального закона №218-ФЗ)

Пример №2

Гражданину или организации на праве собственности принадлежит здание, право на которое возникло до 01.01.2016, и собственник наконец собрался оформить права землю под своим объектом в соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ. Однако в момент постановки образуемого участка на кадастровый учет выяснилось, что его границы пересекают границы лесного участка, лесничества или лесопарка.

Разрешение проблемы в соответствии с новым законодательством.

До введения в действие нового закона «О лесной амнистии» заявителю должны были отказать в уточнении границ его участка в связи с пересечением границ другого участка (пп. 20, 21 п. 1 ст. 26, ст.

27 Федерального закона №218-ФЗ)По новому законодательству образуемый участок обязаны поставить на кадастровый учет, несмотря на наличие выявленного пересечения, а граница лесного участка, лесничества и лесопарка должна быть соответствующим образом сдвинута (ч. 3, 12 ст. 60.2).

Если лесной участок полностью попадает в границы земельного участка или пересекается с ним более, чем на 95% площади лесного участка, лесной участок подлежит снятию с кадастрового учета (ч. 11, 12 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ).

При этом площадь образуемого земельного участка должна быть определена таким образом, чтобы обеспечить возможность эксплуатации здания по назначению

Важно! Данная норма применяется исключительно при следующих условиях

  • права на здание возникли до 01.01.2016
  • права на здание возникли до того, как сведения о границах лесных участков, лесничеств и лесопарков были внесены в кадастр.

Пример №3

Органом регистрации прав (Росреестром) была выявлена реестровая ошибка, заключающаяся в наложении границ земельного участка, права на который были зарегистрированы до 01.01.2016, и лесного участка.

Разрешение проблемы в соответствии с новым законодательством.

Росреестр обязан самостоятельно без уведомления и согласия правообладателей или распорядителей лесного участка изменить границы и площадь лесного участка так, чтобы устранить пересечение с границами земельного участка (ч. 4, 10 ст. 60.2. Федерального закона №218-ФЗ).

Пример №4

Довольно странная ситуация урегулирована частью 5 ст. 60.2 вышеназванного федерального закона. Речь идет о земельном участке, имеющем по данным ЕГРН разрешенное использование «для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и (или) эксплуатации жилого дома», однако отнесенном к категории земель лесного фонда.

Отмечу, что в соответствии с положениями Лесного Кодекса и Земельного Кодекса такие виды разрешенного использования для земель лесного фонда не предусмотрены, поэтому внесение подобных сведений в ЕГРН изначально противоречит здравому смыслу и закону, однако мой личный опыт говорит о том, что «невозможное возможно».

Поэтому в ряде случаев норма права, разрешающая такое противоречие может стать актуальной.

Разрешение проблемы в соответствии с новым законодательством.

Разрешенное использование земельного участка «для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства, строительства и (или) эксплуатации жилого дома» сохраняется. В сведения о категории земель вносятся изменения.

Если участок находится в границах населенного пункта, то ему присваивается категория «земли населенных пунктов». Если участок находится за пределами населенного пункта, то ему присваивается категория «земли сельскохозяйственного назначения» (ч. 5, 10 ст. 60.

2 Федерального закона №218-ФЗ).

Пример №5

Выявлено пересечение границ лесного участка и земельного участка, который по данным ЕГРН отнесен к землям запаса.

Разрешение проблемы в соответствии с новым законодательством.

В этом случае, в отличие от предыдущих, приоритет отдается землям лесного фонда. Граница земельного участка, отнесенного к землям запаса смещается в соответствие с границей лесного участка. Граница земельного участка, отнесенного к землям запаса двигается без уведомления и согласия правообладателя (части 9.10 Федерального закона №218-ФЗ).

Пример №6

Росреестром выявлено пересечение границ или наложение площадей двух лесных участков, а так же идентичные сведения об адресе или местоположении двух лесных участков, позволяющее предположить их полное или частичное совпадение.

Разрешение проблемы в соответствии с новым законодательством.

Росреестр готовит свои предложения о снятии лесных участков с кадастрового учета и направляет данные предложения в в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений (в Челябинской области это главное управление лесами).

В течение 15 дней уполномоченный орган субъекта готовит свои предложения об устранении противоречий и направляет их в Росреестр.

Если предложения от Главного управления лесами в срок не поступят, предложения Росреестра считаются согласованными и являются основанием для исправления реестровой ошибки в том числе путем снятия лесных участков с кадастрового учета.

Если площадь пересечения составляет менее 95%, то вместо снятия лесного участка с кадастрового учета, Росреестр может изменить границу лесного участка (ч. 16 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ).

Данная норма не применяется к лесным участкам, образованным:

  • для использования лесов в целях выполнения работ по геологическому изучению недр, 
  • разработки месторождений полезных ископаемых
  • строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью 

Для того, чтобы Росреестр получил право снять пересекающийся лесной участок с кадастрового учета, участок должен удовлетворять одновременно следующим требованиям (ч. 15 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ):

  • Участок не имеет установленных границ (определенных с помощью координат);
  • На участок не зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования;
  • Участок, подлежащий снятию с учета, поставлен на учет ранее других лесных участков

О снятии лесных участков с орган субъекта федерации, уполномоченный в области лесных отношений, а так же лиц, в чью пользу установлены ограничения и обременения лесных участков (ну надо же и про них вспомнили).

Важно!

Вышеназванные нормы права применяются с большим количеством оговорок, предусмотренных частями 6-8 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ, а так же частями 1-3 статьи 10 Федерального закона №280-ФЗ1.

В частности, они не относится к земельным участкам, попавшим в границы особо охраняемых природных территорий и территорий объектов культурного наследия даже если на момент выявления реестровой ошибки (пересечения с границами лесного участка и т.п.

) границы особо охраняемой природной территории, территории объекта культурного наследия еще не установлены.2.

Описанные изменения не относится к земельным участкам сельскохозяйственного назначения, оборот которых урегулирован Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», если имеются материалы земельного надзора, подтверждающие сведения об использовании участка не по целевому назначению.

3. Изменения так же не относится к землям промышленности, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы.

В тоже время все вышеназванные оговорки утрачивают свое значение и Росррестр все равно обязан сдвинуть границу лесного участка в соответствии с наложенной границей земельного участка если в течение трех месяцев после выявления наложения от органа, уполномоченного на защиту прав РФ в области лесных отношений, не поступит заявление об оспаривании прав на наложенный земельный участок (ч. 8 ст. 60.2 федерального закона №218-ФЗ, ч. 3 ст. 10 Федерального закона №280-ФЗ).

Вывод:

Нельзя не отметить, что законодатель, вводя упрощенный механизм устранения противоречий в сведениях о лесных участках и участках иных категорий, как будто начисто забыл о правах лесопользователей, которые зачастую приобретали права на использование лесных участках на аукционах.

Если права арендаторов лесных участков, которым их участки предоставлены для размещения линейных объектов, разработки и геологического изучения недр, учтены хотя бы в некоторых случаях, то о правах иных арендаторов законодатель как будто забыл вовсе.

Сразу хочется вспомнить знаменитую поговорку «Лес рубят — щепки летят».

Материал подготовила Татьяна Скворцова

Источник: //www.cab74.ru/articles/1384/

ЮрСлово