Как быть, если полиция возбудила дело об административном правонарушении?

Административная деятельность полиции

Как быть, если полиция возбудила дело об административном правонарушении?

Привлечение к установленной ответственности лица, виновного в совершении административного правонарушения, осуществляется в процессе производства по делу об административном правонарушении, включающего в себя по общему правилу несколько стадий, первой и обязательной из которых является стадия возбуждения дела об административном правонарушении.

Процедура возбуждения дела об административном правонарушении в отличие от процедуры возбуждения уголовного дела относительно простая. Рассмотрим некоторые отличительные черты как самих уголовно наказуемого деяния (преступления) и административного правонарушения, так и процедур привлечения виновных к уголовной или административной ответственности.

  1. совершение преступления несет в себе значительно большую угрозу как личности, так и обществу по сравнению с административным правонарушением, и соответственно установленная законом санкция за совершенное преступление означает значительно более неблагоприятные последствия для преступника, чем для лица, совершившего административное правонарушение, что предопределяет более усложненную процедуру возбуждения и расследования уголовного дела, призванную обеспечить более надежную защиту граждан от необоснованного привлечения к уголовной ответственности.
  2. основанием для возбуждения уголовного дела является наличие состава уголовного преступления (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона), в то время как для возбуждения дела об административном правонарушении достаточно лишь поводов к его возбуждению и данных, указывающих на наличие события правонарушения.
  3. моментом возбуждения уголовного дела является составление уполномоченным должностным лицом постановления о возбуждении уголовного дела, а для возбуждения дела об административном правонарушении достаточно составления уполномоченным должностным лицом протокола об административном правонарушении или иного процессуального документа, обеспечивающего производство по делу об административном правонарушении, в отдельных случаях — вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении или при упрощенном производстве — постановления по делу об административном правонарушении.
  4. круг должностных лиц, уполномоченных возбуждать дела об административных правонарушениях, значительно шире по сравнению с кругом должностных лиц, уполномоченных возбуждать уголовные дела.
  5. перечень общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями, содержится исключительно в федеральном законе (УК РФ), в то время как составы административных правонарушений, помимо КоАП РФ (федерального законодательного акта), могут быть установлены законодательными актами субъектов Российской Федерации.
  6. лица, виновные в совершении преступлений, могут быть привлечены к ответственности исключительно в судебном порядке, в то время как лица, совершившие административные правонарушения, в ряде случаев привлекаются к административной ответственности во внесудебном порядке — на основании административного решения уполномоченного компетентного органа или его должностного лица.

Возбуждение дела об административном правонарушении. Поводами для возбуждения дела об административном правонарушении сотрудниками полиции (ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ) являются:

  1. непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;
  2. поступившие из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;
  3. сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за некоторыми указанными в КоАП РФ исключениями);
  4. фиксация административного правонарушения в области дорожного движения или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенного с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи;
  5. подтверждение содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в случаях, предусмотренных п. 4, транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено сотрудником полиции при наличии хотя бы одного из указанных поводов и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Наиболее часто дела об административных правонарушениях, выявляемых сотрудниками полиции, возбуждаются посредством составления протокола об административном правонарушении или иного процессуального документа, обеспечивающего производство по делу об административном правонарушении.

В ряде случаев в практической деятельности сотрудников полиции, в особенности сотрудников подразделений ГИБДД, применяется упрощенная форма производства по делу об административном правонарушении, когда дело возбуждается в порядке, предусмотренном ст. 28.6 КоАП РФ, посредством составления постановления по делу об административном правонарушении без составления протокола.

КоАП РФ предусматривает также возбуждение дел об административных правонарушениях, указанных в его отдельных главах, посредством вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении.

Такой порядок возбуждения дела об административном правонарушении применяется при необходимости проведения административного расследования, когда при наличии события правонарушения для принятия решения по делу необходимо установление и исследование всех обстоятельств правонарушения.

Следует отметить еще один способ возбуждения дела об административном правонарушении, который заключается в составлении протокола осмотра места происшествия при наличии признаков административных правонарушений, предусмотренных ст. 12.

24 КоАП РФ (нарушение правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего) и ч. 2 ст. 12.

30 КоАП РФ (нарушение правил дорожного движения пешеходом, пассажиром транспортного средства или иным участником дорожного движения (за исключением водителя транспортного средства), повлекшее по неосторожности причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), что связано с неочевидностью вины участников дорожного движения, которая должна быть установлена в ходе последующих проверочных мероприятий, в результате которых будет установлено лицо, совершившее данное административное правонарушение, в отношении которого и будет составлен протокол об административном правонарушении.

Первая обязанность сотрудника при выявлении какого-либо правонарушения — пресечь его, потребовав сначала от правонарушителя его прекращения, а затем при необходимости применить к нему другие меры административно-процессуального пресечения, например доставить правонарушителя в дежурную часть территориального органа МВД России, а уже затем сотрудник в пределах своей компетенции принимает меры административно-процессуального обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и его дальнейшие действия зависят от имеющихся административно- юрисдикционных полномочий.

Так, участковый уполномоченный полиции, обнаружив лицо, распивающее спиртные напитки в общественном месте, если в действиях этого лица содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного нормами ст. 20.

20 КоАП РФ, сначала требует от лица прекращения правонарушения, а затем фиксирует обстоятельства этого правонарушения в протоколе об административном правонарушении.

При этом само составление протокола об административном правонарушении означает не только прекращение правонарушения, но и возбуждение дела об административном правонарушении.

Однако в этой же ситуации сотрудники, входящие в состав наряда ППСП, будут действовать несколько иначе.

Как и участковый уполномоченный полиции, они будут обязаны пресечь правонарушение, только это пресечение будет осуществляться путем доставления правонарушителя в дежурную часть ОВД с последующей его передачей оперативному дежурному или дежурному по разбору с доставленными и написанием рапорта об обстоятельствах выявленного правонарушения и доставления правонарушителя. Дело же об административном правонарушении в отношении доставленного лица будет возбуждено уполномоченным должностным лицом дежурной части путем составления соответствующих процессуальных документов.

Для решения вопроса о возможности принятия решения об оформлении процессуальных документов, обеспечивающих производство по делу, на месте обнаружения правонарушения (без доставления правонарушителя в служебное помещение ОВД) имеют значение следующие обстоятельства:

  1. прекращено правонарушение или нет; если правонарушение не прекращается, то для его пресечения необходимо доставление правонарушителя в служебное помещение и при необходимости его задержание;
  2. установлена личность правонарушителя или не установлена; если личность правонарушителя не установлена, например отсутствуют документы, удостоверяющие личность, то доставление необходимо;
  3. препятствует ли правонарушитель составлению материала по делу или не препятствует.

Оценка сотрудником полиции указанных факторов и условий при реализации имеющихся административно-юрисдикционных полномочий после выявления события административного правонарушения осуществляется должностными лицами полиции незамедлительно и определяет последовательность конкретных действий, направленных, во-первых, на прекращение правонарушения и, во-вторых, на обеспечение привлечения правонарушителя к установленной ответственности.

Источник: //isfic.info/poladm/demud32.htm

Как вести себя при задержании и оформлении административного правонарушения

Как быть, если полиция возбудила дело об административном правонарушении?

Вас останавливает на улице полицейский. Это самый обычный случай контакта с полицией. Наша памятка перечисляет законные причины, по которым полицейский может вас остановить.

На основе практического опыта гражданских активистов мы расскажем, что именно вы можете предпринять в такой ситуации или в случае, если по итогам встречи с полицией вас намереваются привлечь к административной ответственности.

Помните, что ваши активные действия по защите прав и стойкая позиция, основанная на законе, могут возыметь как положительный эффект, так и отрицательный. В любой ситуации нужно действовать исходя из конкретных обстоятельств, чтобы не навредить себе. 

Оглавление

Общие положения

Права полиции – когда полицейский может остановить гражданина

Ваши действия

Проверка документов

Как вести себя при административном задержании

Привлечение к административной ответственности

Общие положения

Закон «О полиции» обязывает полицейского соблюдать права и свободы гражданина и человека.

Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации и должна незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите.

На полицию возложены такие функции как противодействие преступности, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.

Исполнение этих функций невозможно без постоянного взаимодействия с гражданами, именно поэтому полиция наделена рядом властных полномочий, в том числе правом на проверку документов и задержание. При этом закон требует от полицейских соблюдать определенную процедуру, начиная с момента обращения к гражданину и заканчивая задержанием последнего в случае необходимости.

Права полиции: когда полицейский может остановить гражданина

Закон предусматривает четыре причины, по которым полицейский может обратиться к гражданину:

1.     имеются основания подозревать его в совершении преступления;

2.     есть данные о том, что гражданин находится в розыске;

3.     есть повод для возбуждения против гражданина дела об административном правонарушении; 

4.

     у полицейского есть основания задержать гражданина (т. е. он совершил правонарушение, к примеру, проник на охраняемый объект или нарушил правила комендантского часа).

Полицейский не вправе проверять ваши документы, если вы, к примеру, показались ему «подозрительным». Если же сотрудник ссылается на наличие ориентировки – попросите ее представить либо описать. В ориентировке должна содержаться информация, которая позволяет идентифицировать преступника: черты лица, особые приметы, а не просто общие описания, под которые подойдет каждый второй.

Ваши действия в случае, если к вам подошел полицейский:

1.     попросите сотрудника назвать свои должность, звание, фамилию, а также предъявить служебное удостоверение (п.1 ч.4 ст.5 № 3-ФЗ «О полиции»);

2.     перепишите в блокнот или в телефон его фамилию, имя, звание и должность, после чего внимательно выслушайте причину и цель обращения к вам;

3.     если сотрудник полиции по каким-либо причинам отказывается выполнить ваши законные требования и не предъявляет служебное удостоверение, вежливо поясните, что полицейский этим нарушает закон.

Перепишите номер нагрудного знака сотрудника полиции.

Помните, любой полицейский, несущий службу в общественном месте, независимо от должности или звания, обязан носить на форменной одежде нагрудный знак, позволяющий идентифицировать его (ч. 5 ст. 25 ФЗ «О полиции»);

4.

     если вы предполагаете, что требования полицейского носят незаконный характер, позвоните по телефону вашим родным или близким, а также адвокату и сообщите о том, что к вам подошел полицейский, кратко изложите суть его претензий, продиктуйте сведения, идентифицирующие сотрудника, а также сообщите, где вы находитесь. Вы также можете сразу позвонить по телефону 112 и оставить жалобу на действия полицейского;

5.     помните, что ваши активные действия по защите прав и стойкая позиция, основанная на законе, могут возыметь как положительный эффект, так и отрицательный. В любой ситуации нужно действовать исходя из конкретных обстоятельств, чтобы не навредить себе.

6.     кроме того, полезно спросить у сотрудника полиции, задержаны ли вы и узнать законные причины и основания для этого действия. Если ваши аргументы не помогают, не стоит усугублять положение и продолжать требовать от полицейского соблюдения закона;

7.     в случае если законный повод для обращения к вам все же нашелся, полицейский обязан разъяснить вам причину и основания задержания, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина (п.2 ч.4 ст.5 № 3-ФЗ «О полиции»).

Проверка документов

Закон не предусматривает за полицейским права на произвольную проверку документов у граждан. Это означает, что полицейский не может без наличия на то весомых оснований попросить вас предъявить паспорт.

Зачастую сотрудники полиции ссылаются на то, что вы якобы могли нарушить регистрационный учет (проживаете без условной «прописки») или, к примеру, объявлены в розыск военкоматом.

Среди незаконных аргументов также существует «профилактика» или вы похожи на «ориентировку».

Ситуация №1. Полицейский подошел к вам и просит предъявить паспорт.

После вашей просьбы представиться и предъявить удостоверение, а также разъяснить, что такое «профилактика» и каковы всё же законные основания для обращения, полицейский говорит, что вы похожи на разыскиваемое лицо и у него якобы есть ориентировка.

Попросите полицейского описать ориентировку и уточните, почему он первоначально обратился к вам с другой целью, ничего не упомянув про наличие ориентировки. Если полицейский начинает выдумывать причины – сообщите ему о неправомерных действиях. Действуйте также согласно нашей инструкции.

Ситуация №2. Полицейский просит вас предъявить документы, ссылаясь на то, что вы можете разыскиваться военным комиссариатом или якобы проживаете в городе без регистрации. В такой ситуации важно уточить у полицейского, в связи с какими обстоятельствами он пришел к подобным выводам.

Сообщите сотруднику, что вы являетесь добропорядочным гражданином.

Поясните, что законом предусмотрены четко сформулированные основания для обращения к гражданину и необоснованные подозрения в нарушении регистрационного учета позволяют вам сделать вывод о неправомерности действий сотрудника, которые вы будете вынуждены обжаловать в прокуратуре. Действуйте согласно нашей инструкции.

Важно: ни при каких обстоятельствах не отдавайте паспорт сотруднику полиции – демонстрируйте из своих рук, чтобы не стать «заложником» документа.

Если полицейский требует отдать ему документ, откройте последнюю страницу паспорта и зачитайте положение, которое обязывает вас бережно хранить документ и запрещает его изъятие.

Также вы можете напомнить полицейскому о том, что вы не трогали его служебное удостоверение, а паспорт – это ваше удостоверение.

Как вести себя при административном задержании

Административное задержание – это кратковременное ограничение свободы физического лица, которое может быть применено в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении или исполнения постановления по делу об административном правонарушении (ч.1 ст.27.3 КоАП РФ). Однако в действительности почти в 100% случаях сотрудники полиции задерживают граждан для составления протокола.

Если есть возможность – включите диктофон или видеосъёмку на телефоне.

Полезный совет: если вас задерживают с целью составления протокола об административном правонарушении – спросите у полицейского, почему он не может составить протокол на месте, как это делают сотрудники ГИБДД. В дальнейшем это может помочь обжаловать незаконное задержание.

1.     Ведите себя вежливо и тактично. После того, как вам разъяснили основание и причины задержания, в первую очередь вам необходимо уточнить у сотрудника полиции, в какой отдел полиции вы будете доставлены. По возможности сразу же сообщите об этом своим близким или родственникам, позвоните вашему юристу или адвокату.

2.     Если сотрудник полиции, который вас задерживает, не представился – перепишите номер его нагрудного знака. Попробуйте запомнить особые приметы, а также номер служебного автомобиля.

3.     Не сопротивляйтесь требованиям сотрудника полиции, за исключением случаев, когда они являются явно незаконными – но и в этом случае постарайтесь максимально зафиксировать происходящее или сообщить кому-то. Сопротивление даже незаконным действиям на практике может привести к возбуждению уголовного дела против вас. По возможности позвоните по телефону 112 и оставьте жалобу.

4.

     Запомните время, когда вас доставят в отдел полиции – с этого момента отсчитывается срок задержания равный 3 часам (ч. 1 ст.27.5 КоАП РФ). В исключительных случая, четко определенных законом (ч.ч.2, 3 ст.27.5 КоАП РФ) этот срок может быть продлен до 48 часов. Сразу же по прибытии в отдел полиции обратитесь к сотруднику с просьбой сделать отметку о вашем задержании в журнал задержанных, а также уведомить ваших родственников, администрацию по месту работы/учебы или защитника о факте задержания (ч.3 ст.27.3 КоАП РФ).

Отдельно вам должно быть предоставлено право на телефонный разговор не позднее трех часов с момента задержания (ч.7 ст.14 ФЗ «О полиции»).

5.     С момента задержания вы имеет право на помощь защитника (ч.2 ст. 48 Конституции РФ).

6.     Если вам требуется медицинская помощь – уведомите об этом дежурного.  С момента задержания охрана здоровья гражданина становится обязанностью полиции.

7.     Помните, полиция обязана уважать ваше достоинство (ст.21 Конституции РФ). 

Привлечение к административной ответственности

Если вас обвиняют в совершении административного правонарушения, сотрудник полиции обязан составить протокол об административном правонарушении.

Протокол, как правило, – это основное доказательство вашей вины, на основании которого будет рассматриваться само дело об административном правонарушении (вынесение постановления по делу об АП).

Именно поэтому важно наиболее эффективно пользоваться своими правами на этапе составления протокола.

При составлении протокола об административном правонарушении вы вправе:

1.   Давать объяснения, излагать свое видение версии произошедшего. Эти сведения должны быть занесены в протокол, в том числе вами лично (ст.26.3 КоАП РФ). Это значит, что вы можете сами написать в протоколе – как минимум в разделе «объяснение» – всё, что считаете нужным. После вашей записи поставьте прочерк буквой «Z». Подпишите перед прочерком.

2.   Помните, объяснения – это ваше право, а не обязанность. Вы вправе отказаться от дачи любых объяснений (ст.51 Конституции РФ).

3.   При составлении протокола об административном правонарушении вы имеете право пользоваться юридической помощью защитника [i]  (ч.1 ст.25.1 КоАП РФ). Это означает, что вы можете согласиться давать объяснения только в его присутствии.

4.

   Кроме того, за вами сохраняется право давать показания и объясняться на родном языке, а также бесплатно пользоваться помощью переводчика (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ).

5.   Если вам необходим защитник, но полицейский отказывается предоставить возможность его вызова – напишите об этом в протоколе («мною заявлено о вызове адвоката, в приглашении адвоката отказано»).

6.   При составлении протокола вы также имеете право на ознакомление со всеми материалами дела (ч.1 ст.25.1 КоАП РФ) – посчитайте документы, перепишите их названия, впишите в протокол «мне дали ознакомиться с таким-то документами/не дали». Это не позволит дополнить материал после.

7.   Попросите как копию протокола об административном правонарушении (ч. 6 ст.28.2 КоАП РФ), так и копию протокола о задержании (ч.2 ст.27.4 КоАП РФ). При необходимости вы можете внести в протокол необходимые объяснения и уточнения, а также отказаться от подписи (ч.ч.4,5 ст.28.2 КоАП РФ).

8.   Вы всегда можете получить разъяснение своих прав при составлении протокола сотрудником полиции (ч.5 ст.27.3 КоАП РФ). Если ваши права не были разъяснены – напишите «мне не были разъяснены мои права» в протоколе.

Уже после составления протокола будет решаться вопрос о привлечении вас к административной ответственности: начальник отдела МВД самостоятельно вынесет постановление и привлечет вас к ответственности или все материалы передадут в суд, который будет принимать решение по существу. О дате и месте рассмотрении дела вас должны уведомить в письменном виде – обычно такого рода отметка имеется в протоколе. 

Если же начальник отдела МВД начинает рассматривать дело сразу же – сделайте отметку в протоколе о необходимости переноса даты рассмотрения дела в связи с необходимостью консультации и получения помощи вашего защитника. 

После того как сотрудник полиции составит протокол об административном правонарушении, протокол со всеми материалами дела передается для разрешения вопроса о привлечении вас к административной ответственности уполномоченному должностному лицу либо в суд. О времени и месте рассмотрения дела вас должны уведомить надлежащим образом.

[i] В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо (ч.2 ст.25.5 КоАП РФ).

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении.

Иными словами, защитником может быть любой гражданин, однако его полномочия должны быть удостоверены доверенностью, оформленной в соответствии с законом (ст.185–189 ГК РФ).

Скачать инструкцию (29,5 KБ)

Скачать инфографику (2,9 MБ)

Вернуться в раздел помощь

Источник: //www.openpolice.ru/pages/pomosh/kak-vesti-sebya-pri-zaderzhanii-i-oformlenii-administrativnogo-p/

Как не попасть на штраф во время пропускного режима и что делать, если на вас составляют протокол. Ценная инструкция от юристов

Как быть, если полиция возбудила дело об административном правонарушении?

Процедура ввода пропускного режима откладывалась несколько раз. Но с 20-го апреля он все-таки введен.

Андрей Ларин, экономический юрист

Как заявил председатель правительства Саратовской области Александр Стрелюхин, необходимость ввода такого режима обусловлена несознательным поведением граждан Саратова, многочисленными случаями нарушений правил самоизоляции.

За последнюю неделю районные суды города уже вынесли несколько десятков постановлений о привлечении граждан к административной ответственности по статье 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Сумма штрафа варьируется от 1000 до 5000 рублей, некоторые судьи применяли более мягкое наказание в виде предупреждения. Так, один гражданин за жарку шашлыка получил предупреждение, а другой получил штраф в размере 5000 рублей за нахождение в сквере. Очевидно, что вопрос о размере наказания решается исключительно на усмотрение судьи.

Проанализировав небольшой объем судебной практики, сложилось некое понимание, что именно суды считают объективной стороной правонарушения по указанной статье.

Так, суды указывают, что на территории Саратовской введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции 2019-nCoV и установлены соответствующие правила поведения для граждан, проживающих на территории Саратовской области.

В частности, одно из таких правил – не покидать место жительства без уважительной причины. Доказательной базой, подтверждающей виновность лица, является протокол об административном правонарушении и фотоматериал.

Кто контролирует соблюдение гражданами режима самоизоляции?

Контроль за соблюдением гражданами правил самоизоляции взяли на себя органы МВД. Именно сотрудники МВД уполномочены составлять протокол, а вопрос о наличии состава правонарушения и назначении наказания, разрешает суд.

Мы считаем, что на составление протокола будет влиять человеческий фактор. И здесь нужно помнить, что при существенных процессуальных нарушениях составления протокола нельзя привлечь к административной ответственности.

То есть даже при наличии факта правонарушении, но при не правильном его (правонарушения) оформлении (составлении протокола), нельзя привлечь к административной ответственности.

С целью пресечения возможных незаконных действий со стороны сотрудников полиции рекомендуем следовать следующим правилам:

  • по возможности включить видеозапись или попросить кого-либо заснять обращение полицейского к вам с вопросом о выяснении цели пребывания в конкретном месте;
  • рекомендуем разговор вести спокойно, обязательно попросить представиться, назвать должность. Предъявите свои документы полицейскому (паспорт или иной документ, подтверждающий личность желательно всегда иметь с собой);
  • уточните причину обращения (в случае задержания также просите озвучить причину);
  • время задержания необходимо обязательно зафиксировать. Помните, что более трех часов (при нарушении КоАП) задерживать вас не имеют права;
  • в такой ситуации обязательно составляется два протокола: протокол задержания и протокол о доставлении. Во всех протоколах указывайте время получения копий. Копии вам обязаны вручить;
  • в протоколе ставится подпись, подтверждающая, что все права вам были разъяснены. Требуйте их разъяснения, в случае если этого сделано не было, укажите об этом в протоколе;
  • в поле для объяснений пишете сами, не давайте это делать сотруднику МВД. Туда также можно внести указание, что выразили желание воспользоваться статьей 51 Конституции РФ и указать, что виновным себя не признаете и с протоколом не согласны;
  • очень важно отказаться от подписания явки в суд — это не является вашей обязанностью. Согласно закону, вас обязаны заранее уведомить телеграммой или заказным письмом. Также не подписывайте ходатайство о рассмотрении административного дела в ваше отсутствие.

После всех вышеперечисленных процедур, будет лучше, если вы проконсультируетесь со знакомым юристом или адвокатом.

Можно ли оспорить состав правонарушения в суде?

Оспаривать нарушение эффективнее всего с квалифицированным специалистом. Если такой возможности нет, читайте далее.

Судебное разбирательство за нарушение самоизоляции: как доказать отсутствие вины в ваших действиях

Суд может прекратить производство по административному делу в следующих случаях:

  • отсутствие состава административного правонарушения;
  • действия лица в состоянии крайней необходимости.

Несмотря на то, что статьей 1.5 КоАП РФ установлено общее правило, в соответствии с которым лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, рекомендуем все же собрать и представить суду доказательства своей невиновности.

Как было указано выше, объективной стороной признается покидание гражданином места жительства без уважительной причины.

Какие доказательства помогут вам подтвердить в суде, что причина оставления дома являлась уважительной?

Исключительные случаи оставления дома перечислены в Постановлении Правительства Саратовской области от 26 марта 2020 года № 208-П «О введении ограничительных мероприятий в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (2019-nCoV)» (с последующими дополнениями и изменениями).

Так, гражданин может покинуть дом в случае:

  1. Необходимости получения экстренной медицинской помощи и случаев иной прямой угрозы жизни и здоровью.Если протокол в отношении Вас был составлен при движении вами от дома к больнице, необходимо представить документы из лечебного учреждения, подтверждающие, что вы в данный день обращались за медицинской помощью (сдавали анализы, проходили необходимые вам процедуры).

    В медицинской организации попросите указать не только дату, но и время обращения за помощью. В такой ситуации это важно.

  2. Следование к ближайшему месту приобретения товаров и услуг, реализация которых не приостановлена.
    Возможно, подтвердить, что данный магазин является ближайшим к Вашему месту жительства путем распечатки карты указанного района. Показания свидетелей тоже будут учитываться.
  3. Следование на дачу и обратноЗдесь необходимо предоставить правоустанавливающий документ о наличии права собственности на дачу и/или земельный участок. Ситуация складывается таким образом, что лучше копию такого документа или его фото, носить при себе и показать сотруднику полиции, в случае если вас остановят для проверки.Если сотрудник полиции не обратит на это внимание, указанные выше документы нужно предоставлять в суд. В качестве свидетеля можете пригласить собственника участка/дачи.

    Если дача принадлежит Вашему родственнику, необходимо также подтвердить родство, путем предоставления свидетельств о рождении. Предоставление распечатки карты с указанием на ней маршрута следования, также может подтвердить, что двигались вы именно в направлении дачи или обратно домой.

  4. Посещение нетрудоспособных лиц с целью ухода и доставки продуктов и товаров первой необходимости.
    Родство и место жительство пожилых родственников (иных лиц), а также чеки о покупке лекарств и/или продуктов подтвердят, что вы действительно помогали нетрудоспособным лицам.
  5. Участие в похоронах. Подтвердят свидетели и копия свидетельства о смерти.
  6. Посещения правоохранительных органов: все заявления сдавайте в двух экземплярах, второй сохраняется у Вас с отметкой, что вы подали заявление в тот или иной орган. Обязательно указывается дата обращения с заявлением.
    Обязательно требуйте поставить дату и время на вашем экземпляре заявления. Если вы обращаетесь с заявлением о преступлении, то вам должны выдать талон – уведомление.
  7. Выгул домашних животных на расстоянии, не превышающем 100 м от места проживания и вынос отходов до ближайшего места накопления отходов.
    В данном случае сотрудники, составляющие протокол, могут доказать ваше отдаление от дома путем видео фиксации.
  8. Следование к месту работы (и обратно) при наличии спецпропусков и оказание транспортных услуг и услуг доставки при наличии спецпропусков.
    Пропуск должен быть оформлен вашим работодателем и заверен в администрации района или профильном министерстве.

Может ли протокол быть оформлен неправильно?

Ваша активная позиция и предоставление суду доказательств, подтверждающих уважительную причину оставления места жительства, может опровергнуть наличие в ваших действиях вины. В таком случае дело подлежит прекращению в виду отсутствия состава правонарушения.

Существенны нарушения составления протокола об административном правонарушении как основание для прекращения производства по делу.

По сути, протокол является основным доказательством по данной категории дел, которым правоохранительные органы подтверждают вашу виновность.

Суд оценивает все доказательства в совокупности и в случае, если протокол об административном правонарушении будет признан ненадлежащим доказательством, производство по делу, скорее всего, будет прекращено. Об этом необходимо указать в апелляционной жалобе, если вы обжалуете.

В суде первой инстанции нарушения составления протокола являются основанием для возвращения протокола составившему его должностному лицу.

Для того, чтобы признать протокол об административных правонарушениях ненадлежащим доказательством по делу, необходимо установить в нем нарушения статьи 28.2 КоАП РФ.

Что должно быть указано в протоколе?

Согласно указанной норме в протоколе указываются дата и место его составления, должность, ФИО лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, ФИО, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения. Разъяснены их права и обязанности под роспись, подпись о получении копии протокола.

В отсутствии каких-либо вышеуказанных сведений протокол будет является ненадлежащим доказательством.

Крайняя необходимость: что это такое?

Как следует из ст. 2.7 КоАП РФ, закон не только освобождает от административной ответственности лицо, совершившее административное правонарушение в состоянии крайней необходимости, но и не считает такие действия административным правонарушением при наличии 2 условий:

  • невозможности устранения возникшей угрозы иными средствами.
  • причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный.

Примером крайней необходимости оставления места проживания без уважительной причины может быть поездка в дальний магазин за сантехническими товарами в случае прорыва трубы и устранения протечки, и иные случаи. В таком случае необходимо осуществить фотофиксацию возникшего обстоятельства.

Это может быть поездка в аптеку за лекарством. Но в этом случае вам скорее всего придется доказать, что лекарство больному (вам или вашему родственнику) было жизненно необходимо. А в ближайшей аптеке нужного лекарства не было.

В суде нужно будет показать рецепты на подобные лекарства и доказать родство, если вы ехали за лекарствами для своего родственника.

Материал был перепечатан с сайта юридического бюро «Аргументъ» с разрешения бюро и автора.  Если вы считаете, что вас незаконно оштрафовали, то можете связаться с юристами бюро. Помощь может быть оказана дистанционно и бесплатно.

fn-volga.ru

Как избежать наказания за обсуждение коронавируса в социальных сетях

Россияне в связи с пандемией коронавируса рассказывают в соцсетях о своих тревогах, шутят и публикуют непроверенную информацию. Страхи, ироничные посты, мемасики могут стать причиной штрафов.

Мы собираем ответы на важные вопросы в период самоизоляции. Все материалы публикуются в проекте «Коронавирус в вопросах и ответах». Информация будет постоянно обновляться.

Источник: //fn-volga.ru/news/view/id/143472

Возбуждение дела об административном правонарушении

Как быть, если полиция возбудила дело об административном правонарушении?

Процесс привлечения к ответственности неотделим от такой стадии, как возбуждение дела об административном правонарушении.Именно она является началом процедуры производства по административному делу. А значит, уже на этой стадии и потенциальный правонарушитель, и потерпевший должны знать и понимать свои права.

Административная ответственность в большинстве случаев влечет назначение административного наказания. Но до вынесения какого-либо решения (постановления) органы власти должны обеспечить законность каждой стадии дела об административном правонарушении.

С чего начинается привлечение к административной ответственности

Фактически поводов для начала производства по делу об административном правонарушении достаточно много.

Самый очевидный – непосредственное выявление правонарушения. Например, человек курит в неположенном месте и этот факт обнаружили полицейские. В этом случае те лица, которые уполномочены составлять протоколы об административном правонарушении (а иметь такие полномочия – необходимость) и обнаружили противоправный факт.

Поводом станет и выявление неуполномоченными на составление протокола лицами факта совершение правонарушения. Правда, для возбуждения дела потребуется обратиться к уполномоченному лицу. А последний должен еще доказать событие (факт) правонарушения.

Начать производство по делу уполномоченный сотрудник может и по заявлению третьих лиц. Причем как информации от государственных и муниципальных органов власти.

Так и от граждан, организаций, общественных объединений и публикаций в СМИ. Часто жалоба в государственный орган инициирует процедуру привлечения к административной ответственности.

Конечно, она должна быть обоснованной и подкреплена материалами и подробными сведениями.

Ну и безусловно, возбуждение дела об административном правонарушении в сфере ПДД и в сфере благоустройства территории может начаться с поступления сведений с видеокамер. Конечно, это специальные камеры. Но и процесс рассмотрения дела тоже имеет свои особенности.

Как проходит возбуждение дела об административном правонарушении

Не всегда возбуждение дела начинается с составления протокола. Хотя это, безусловно, самый распространенный вариант. Помимо протокола, уполномоченный сотрудник может начать дело путем составления:

  • протокола осмотра места совершения нарушения
  • применения мер обеспечения (задержание, досмотр и т.п.)
  • постановления о возбуждении дела (составляет прокурор)
  • определения о возбуждении дела (при необходимости административного расследования)

Иногда на месте сразу выносится постановление по делу об административном правонарушении. Это случаи выявления правонарушения, которое влечет предупреждение или штраф. И если нарушитель не оспаривает факт совершения такого правонарушения. Например, при превышении скорости сотрудник ГИБДД при согласии с нарушением вынесет сразу постановление. 

Каждый протокол имеет свои особенности составления. Их закрепляет глава 28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Итак, любое привлечение к ответственности начинается с момента возбуждения дела. И вправе это делать только уполномоченный сотрудник. 

Наибольшим объемом полномочий обладают сотрудники полиции. Перечень правонарушений, которые они могут выявлять и рассматривать обширен. Статья 28.3 КоАП приводит полный перечень со ссылкой на статьи. Это и мелкое хищение, и нарушения на транспорте и т.п.

Помимо сотрудников полиции дело об административном правонарушении могут начать сотрудники налоговой инспекции, федерального казначейства, трудовой инспекции, таможенных и пограничных органов, социальной защиты, Роспотребнадзора и т.д.

Во-первых, не стоит нервничать. Если человек согласен с правонарушением и не готов обжаловать привлечение к административной ответственности, достаточно подписать все документы и исполнить наказание.

Если же нет, то с момента возбуждения дела об административном правонарушении человек может привлечь защитника, заявлять ходатайства и предоставлять доказательства. Он вправе заявить о наличии обстоятельств, при которых дело прекращается.

А также оспаривать порядок привлечения к административной ответственности.

Существенное нарушение такого порядка (когда не разъясняют права, отсутствуют понятые, не уведомили о месте и времени составления протоколов), станет для суда (или вышестоящего органа) основанием отменить наказание.

Обратите внимание: перечень должностных лиц, которые могут начать производство по делу и рассмотрение самого дела утверждают сами органы власти (ст. 28.3 КоАП). Убедитесь, что возбуждение дела начато неуполномоченным лицом, и шанс “выйти сухим из воды” существенно увеличится.

Источник: //iskiplus.ru/vozbuzhdenie-dela-ob-administrativnom-pravonarushenii/

ЮрСлово